Мифоликбез 7: Трикстер

Jan 27, 2006 10:26


"Нет, я не плачу и не рыдаю.
На все вопросы я с улыбкой отвечаю,
Что наша жизнь - игра,
И кто ж тому виной,
Что я увлекся этою игрой?"
(Песня из кинофильма "12 стульев")

Термин trickster (трюкач) в употребление ввел американский этнограф Пол Радин. Это такой особый тип лукавого божества, встречающийся в древних мифах. На эту тему были написаны тонны научной литературы, но моя задача не в том, чтобы изучить феномен трикстера, а в том, чтобы познакомиться с самыми яркими представителями этого, Юнг его за ногу, архетипа.

И все-таки, прежде чем заводить знакомство с этими беспокойными божествами, хорошо бы выделить характерные черты трикстера, чтобы ни с кем его не спутать. Впрочем, трюкач - он и в Африке трюкач: плут, хитрец и мошенник. У него двойственная (даже тройственная) натура: он и животное, и бог, и человек одновременно, и в то же время ни то, ни другое, ни третье. Он действует во власти природного инстинкта, следует своим низменным импульсам, но слишком слаб для животного. Он по-человечески хитер, но балуется магией. Наравне с богом-демиургом и культурным героем трикстер участвует в создании мира и всяческих благ, но делает все через задницу. Причем иногда - в прямом смысле.

На полставки трикстер работает проводником, соединяя верхние и нижние этажи этого и прочих миров, подрабатывает посыльным у богов. Профессия эта требует способностей к оборотничеству, маскировке и изменению пола. Не удивительно, что истинного лица трикстера многие могут и не увидеть. Трикстер - обжора и весельчак. Но "лукавый демиург" вовсе не так глуп, каким любит прикидываться. Впрочем, и по морде за свой острый язык и хулиганские выходки трюкач получает регулярно.

И был бы трюкач обыкновенным мелким мошенником, если бы не трагическая судьба этого персонажа. Он так непредсказуем, что порой его правая рука борется с левой (еще одна буквальная метафора). Трикстер разрушает традиции и нарушает табу, он ломает привычный ход вещей - и все затем, чтобы открыть новые пути. Иногда - ценой принесения себя в жертву. За что и любят этих ребят в народе, на радость психологов, на зависть прочим богам.

Америка: секс, наркотики, рок-н-ролл

Канонический трикстер племени Виннебаго - жуткий обжора - однажды сожрал все потомство в семействе Енотов. Набрав много слив, он пришел в дом к Енотихам и рассказал, где растут плоды. Когда мамаши ушли, трикстер съел их детей. Да еще отрезал одному из них голову, надел на шест и выставил в окно - как будто ребенок выглядывает оттуда и смеется. Ничего себе так шуточка...

Где еще можно вкусно пожрать, как не на собственной свадьбе? Сделав из лосиной печени вульву, а из почек - груди, трикстер одел женское платье и пришел свататься к сыну вождя. Позже он родил ему трех сыновей.

Следующую историю детям, найденным в капусте, читать не рекомендуется. Ибо Бурундук взялся насмехаться над мужским достоинством трикстера - а сам спрятался в дупле. Тогда трюкач решил в прямом смысле "положить" на обидчика и стал проталкивать детородный орган в дупло. Но дупло было глубоким, орган вытягивался... А когда трикстер дернулся, остался только небольшой обрубок. Из остатков же пришлось творить всякие полезные вещи - овощи, цветы и т.д.

Вообще осознание своего тела и антропоморфности к трикстеру приходит постепенно. Так, разделывая пойманную добычу, левая рука трикстера начинает драться с правой за право обладания лучшим куском. А бедный анус как-то был обожжен самим трикстером в припадке гнева - задний проход должен был караулить пойманных уток, но их украли лисы.

Еще один индейский "народный" герой - кролик Хуан (Хуан Туль). Двойственность его выражается уже в самом имени - местное "туль" - кролик и испанское Хуан. А еще христианское влияние захватчиков отразилось на трактовке поведения трикстера - он изначально добрый и безобидный, но в него вселился Злой Дух.

Проходя мимо пещеры, Белочка Куук услышала стоны - это стонал Хуан Туль, поддерживая своды пещеры. Он попросил Белочку заменить себя, чтобы собрать бревен для опор. Та согласилась, но Кролик не вернулся. Разозлившись, Белочка пошла искать обидчика. Но каждый раз, встречаясь, Хуан Туль утверждал, что не совершал проступка - и тут же устраивал Белочке очередную гадость. Наконец, Кролик оказался возле ручья и залез на высокий столб. Когда Куук увидела отражение обидчика в воде, то решила, что это настоящий Хуан Туль и полезла на дно его ловить. Тут Злой дух покинул кролика и он спас тонущую Белочку.

Кролик повадился есть перец, который выращивала Черепаха. Когда воришка был пойман, он пообещал слепить черепашку из воска. Правда, у него ничего не вышло. А тут еще пришел Первопредок Мам и забрал Черепаху и Кролика себе на обед. Первая отпросилась, чтобы сообщить родне, что ее будет есть сам Первопредок. А Кролик предложил Хозяйке дома станцевать. Причем так ее запутал, что в итоге сама Хозяйка должна была изобретать танцевальные па, а Кролик их повторял. На первом же танцевальном прыжке Кролик выскочил из хижины и убежал.

А однажды Кролик обманул Койота. Пока тот повелся на стандартный баян (то есть, держал свод пещеры вместо Кролика), последний стал лакать воду в озере. На вопрос "зачем" ответил, что на дне лежит вкусный сыр (это было отражение луны), и если вылакать воду, то его можно достать. Койот доверчиво принялся пить, пока не заболел живот. Ну, а кролик уже давно смылся.

Но настоящим трикстером у индейцев Мезо-Америки стал Койот. Он умел менять внешность, пользовался успехом у девушек - хотя был безобразен, любил дурацкие шутки и часто умирал - но Лис и птицы возвращали его к жизни. Он обманывает и обманывается - как и положено истинному трикстеру.

Когда боги создали мир, лишь одна беда не давала им покоя - за людьми бессовестно гонялся Койот. Тогда Всемогущий Владыка Хунабку заключил с ним сделку: если целый год Койот ничего не будет есть, ему разрешат питаться человеческим мясом. Год терпел Койот, но когда оставалось несколько дней, к нему пришел лукавый Такуцин и предложил нарушить диету, а потом почистить зубы и сказать богам, что ничего не ел. Так Койот и сделал, а Такуцин, когда мыл ему пасть, подложил незаметно кукурузное волоконце. Обман был раскрыт, но Такуцин сумел утешить беднягу, а потом еще и попросил его (только не смейтесь!) подержать солнце и луну. А сам бог тем временем позвал Человека, чтобы тот убил жЫвотное. Впрочем, Койот сумел договориться с Человеком и пообещал ему не вредить.

Следующая история про Койота почти дословно повторяет знаменитый стишок "Девки в озере купались". Только на этот раз вместо девок были Утки, а описанный артефакт им тайком "сплавил" по воде Койот. Раблезианский "материально-телесный низ" также проявляется в мифе об убийстве Койота (он разговаривает со своими экскрементами, и те открывают ему страшные тайны). А также в истории про койотов анус:

Поймал Койот лосося и стал его жарить. Пока рыба готовилась, Койот заснул. Тут пришли Лис, Енот и Волк и сожрали лосося. А чтобы обман не раскрылся, отрезали Койоту анус и положили жарить. Проснулся Койот и стал есть мясо. А звери из-за кустов ему и кричат, что он есть свой анус. Обман раскрылся, и Койот решил отомстить. Когда Койот сожрал яйца зверей (в смысле, птичьи яйца, наворованные зверями) и стал насмехаться, звери погнались за ним, но быстрее всех был Лис. Когда они оба скрылись из виду, погоня прекратилась, потому что Лис и Койот дружили, и Лис только прикидывался, что гонится за обидчиком.

Когда же в конце пути Сидящий Наверху Старик решил призвать Койота к себе, он спустился на землю. Но Койот не признал Вождя, попросив того перенести озеро с места на место. Самому Койоту оказалось под силу только раз перенести озеро, но Вождь легко вернул его на место. Тогда Койот признал Главного и ушел с ним - никто не знает куда. А Старик на прощание сказал: "Вы не увидите ни меня, ни Койота, до тех пор, пока Мать-Земля не станет совсем старой. Когда мы придем, будут большие перемены. Первым придет Койот, и, когда вы узнаете его, то поймете, что скоро приду и я. Когда я приду, со мной будут души всех мертвых, и больше не станет Другой Жизни. Все люди будут жить вместе. Мать-Земля примет свой первозданный облик и будет как мать среди своих детей. И тогда мир станет правильным." Ноу комментс, как говорится...

***
У северных соседей индейцев эскимосов есть свой "народный" герой Ворон. Однажды, сидя на берегу, он увидел самку кита и попросил ее "открыть рот, закрыть глаза". А потом прыгнул прямо в ее утробу, не забыв прихватить палочки для разведения огня. Внутри Ворон увидел комнату с красивой девушкой (душа кита) и лампой, куда по трубке капало масло. Девушка запретила гостю прикасаться к трубке, и Ворон, разумеется, нарушил запрет. Масло хлынуло из поврежденной трубки, и самка кита умерла. Труп нашли люди, и когда они разделывали тушу, Ворон незаметно выбрался наружу, забыв внутри свои палочки. Тогда он прикинулся человечком и предложил людям помочь в разделывании. Когда же кто-то обнаружил палочки, Ворон заявил, что это плохая примета и надо поскорее сматываться. Все ушли - и Ворон пировал один. Тут хотелось бы заметить, что попадание в чрево рыбы - не просто очередное приключение на многострадальную задницу трикстера, а метафорическое описание смерти и воскрешения героя.

Скандинавы: коварный ас

Ага-ага! Речь пойдет о забияке Локи. Этот скандинавский товарищ за свою жизнь успел натворить столько, что его "уголовное дело" составило чуть ли не бОльшую часть всей Эдды.

Мошенничество - это самое частое преступление Локи. Однажды боги на холяву решили построить Асгард, посулив великану-гастарбайтеру за работу солнце и Фрею. Накануне сдачи объекта Локи обманул подрядчика, обернувшись кобылой и пробудив нерабочее настроение у великанового коня. Был нарушен не только трудовой договор, по которому за незавершенную в срок работу строитель лишался жалованья, но и - что гораздо серьезнее - было нарушено слово богов. Что же касается Локи, то колдонул он себя так удачно, что долго не мог расколдоваться обратно и родил Одину восьминогого жеребца Слейпнира.

Однако же обратимся к корню конфликта. Решение позвать великана на работу при соответствующем награждении боги принимали сообща. Когда же стало ясно, что пахнет жареным, крайним как всегда сделали Локи. Не соверши он мошенничество - сам остался бы без головы. Стало быть, подсудимый действовал под давлением.

В Уголовном кодексе РФ нет статьи за измену мужу, что не может не радовать. Иначе Локи смело может получить пожизненное только за это. (Длинный список любовниц прилагается в "Перебранке Локи"). Пожалуй, самый яркий пример - это история с волосами Сив, жены Тора, которые Локи отрезал в порыве не то баловства, не то горячей страсти.

Впрочем, отправившись к цвергам за новыми волосами, Локи подарил богам величайшие девайсы: копье для Одина, молот для Тора, золотого кабанчика и корабль Скидбладнир для Фрейра. Причем, Локи проиграл цвергам спор, так как уверял, что они не смогут создать вещей, прекраснее волос Сив. По уговору, ему должны были отрезать голову. Но Локи и тут вывернулся: так как не было уговора резать ШЕЮ, то и голова осталась на плечах хозяина. Но история на этом не закончилась. Так как Локи в образе шмеля мешал цвергам делать их ништяки, молот Тора оказался с браком, что сыграет немаловажную роль в Гибеле Богов.

Пользы от Локи, на самом деле, было ничуть не меньше, чем вреда. Именно он рассмешил непристойными плясками великаншу Скади, и она не стала мстить за своего отца, а осталась среди богов. Локи (по свидетельствам Снорри) изобрел рыболовную сеть, которой его же позже поймали боги, когда он прятался от них в виде лосося. А еще Локи сопровождает асов в их многочисленных походах, где частенько оказывает им помощь, всячески попирая Уголовный Кодекс.

Однажды Локи, Один и Хенир убили выдру, которая оказалась сыном могущественного колдуна. Чтобы замять конфликт, боги предложили откупиться драгоценностями. Отец убитого потребовал набить шкуру выдры красным золотом. Нужное количество богатства у карлика из страны черных альвов благополучно отобрал Локи, в том числе и одно всесиль... ма-а-аленькое колечко, умножающее богатство. Карлик, разумеется, наложил на него проклятье, которое очень понравилось Локи. А само кольцо понравилось Одину, однако алчный папаша выдры забрал и его. Чем закончилась история про "мою прелессссть" читайте в Младшей Эдде и в Песни о Нибелунгах.

В череде обвинений скандинавского трикстера есть и статья "покушение на убийство". Боги устроили сафари на неуязвимого Бальдра, поскольку все живое и неживое пообещало Фригг не причинять ее сыну вреда. Обернувшись старухой, Локи выпытал у Фригг, что только маленькая ветка Омелы не участвовала в акции "не навреди Бальдру". Соорудив из омелы стрелу, обрадованный Локи вложил ее в руки слепого Хёда и направил выстрел. Позже, когда смелый Хермод выпросил у Хель жизнь Бальдра, при условии, что все живое оплакивает его смерть, лишь одна старуха выразила свое безразличие к судьбе прекрасного бога - в ее образе тоже был Локи. Так трактует Эдду обвинение в лице Одина, рассказывая эту историю (ис)следователю Ганглери.

Сделать подобный вывод нетрудно, ссылаясь на признание самого Локи на пиру у Одина. Впрочем... обратимся внимательно к тексту Старшей Эдды. Кто как не вёльва должна знать истину? Но она не называет имя Локи, а упоминает только "реального" убийцу - слепого Хёда и мстителя Вали. Да и Фрейя на признания Локи бросает недвусмысленное: "Все судьбы Фригг, я думаю, знает, хоть в тайне хранит их". Так где доказательства, господа присяжные заседатели?

Не значит ли, что боги решили свалить вину за происходящее на привычного "козла отпущения"? А Локи - что Локи? Мало ли что может в сердцах сказать на пиру не в меру трезвый и сильно обиженный негостеприимством бог. И мало ли какие оправдания найдет Один для смертных, чтобы обелить собственные поступки?

Греция: это кто тут у нас такой хитроумный?

Есть такая научная теория, по которой трикстера считают одним из воплощений культурного героя. Якобы оба они являются как бы поздними олицетворениями единой древней творящей божественной силы. И правда, трикстер нередко изобретает массу полезных в хозяйстве вещей.

К примеру, греческий Гермес - посыльный и проводник (в том числе и в подземное царство) - несмотря на ветреный характер и хитрость, подарил миру лиру, свирель, палочки для разжигания огня и пр. Все это он сделал, чтобы умилостивить Аполлона, у которого он украл стадо коров. Клептомания вообще характерна для обладателя крылатых сандалий - он в свое время в шутку утащил у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - стрелы и лук, у Ареса - меч. Воровство и обман вполне понятно сочетаются у него с функциями бога-покровителя торговли.

Однако же дипломированный трюкачом Греции смело можно назвать хитроумного царя Итаки Одиссея. Который всю жизнь банально хотел семейного счастья, а вместо этого воевал в Троянской войне и потом много лет пытался вернуться назад. Когда Менелай с Агамемноном, Нестором и Паламедом пришли его "забрить", молодой домосед прикинулся помешанным, запрягся в плуг вместо вола и бродил по полю. Но после того как Паламед положил на борозду младенца Телемаха, папаша дрогнул и его хитрость была раскрыта. Впрочем, Одиссеей жестоко отомстил Паламеду. Спрятал у него в шатре мешок с золотом и стал уверять греков, что тот подкуплен Приамом, да еще и написал письмо от имени Приама. Паламеда приговорили забить камнями.

Самой известной военной хитростью Одиссея стал "ход конем". Царь Итаки подговорил греков сваять огромного деревянного коня, спрятать там отряд воинов и подарить Троянцам. А остальных греков увести из лагеря и спрятать. Ночью лазутчики должны были открыть ворота Трои. Сомнения троянцев рассеял пленный грек, убеждавший, что Одиссей хотел его погубить. По его словам, греки создали коня, чтобы умилостивить Афину. И лошадка будет могучей защитой Трои. Разумеется, все это была придуманная Одиссеем ложь, и, разумеется, троянцы в нее поверили. Ночью греки выбрались из коня, и поражение Трои стало делом техники.

Но самым масштабным приключением Одиссея стало его ...надцатилетнее возвращение домой. И если в столкновениях с разной нечистью типа сирен или гиперэротичных богинь Одиссею часть помогают боги (Афина, Эос), то в случае с одноглазым циклопом Одиссею приходится действовать как истинному "трюкачу". Циклоп, вернувшись в пещеру с пастбища, очень удивился, увидев в своем доме едящих его запасы людей. И начал методично их пожирать по двое за ужин. Не имея возможности выбраться из пещеры, заваленной огромным камнем, Одиссей пошел на хитрость: напоил циклопа и назвал себя именем "Никто". После чего выколол громиле единственный глаз. Когда на крики сбежались другие циклопы и спросили, кто обидел собрата, услышали в ответ - "Никто!" и ушли. А Одиссей привязал себя и спутников под брюхами овец и так покинул жилище циклопа.

Пещера, куда трикстер попадает "в плен", а потом хитростью избавляется, как мы уже знаем, это метафора преисподней. Да и все затейливые места, которые посетил горе-путешественник с Итаки, ими и являются. Главный трюк, который может сотворить трикстер - это обмануть смерть. И смерть послушно обманывается.

Литература

• Е.М. Мелетинский, Первобытные истоки словесного искусства
• Нересов Я.Н. Мифы Центральной и Южной Америки
• Дж. Кэмпбелл, Тысячеликий герой
• Р.Грейвз, Мифы Древней Греции
• Кун, Мифы Древней Греции
• Эдда
• Галина Бедненко, Локи - трикстер: посредник, культурный герой, злодей и жертва
• Дюмезиль, научные труды
• Юнг, Послесловие к книге Радина "Трикстер - мифы североамериканских индейцев"
• Чистота и опасность: http://www.msses.ru/regina/texts/mary/
• Особая благодарность сайтам tricksters.narod.ru и Храм Локи

мифы

Previous post Next post
Up