http://isaak-rozovsky.livejournal.com/78689.html В своем предыдущем сообщении
"Интернет средневековья" я постарался обосновать тезис об огромном информационном преимуществе, которым обладали европейские евреи в эпоху раннего средневековья по сравнению со своими соседями. Но это было далеко не единственное их преимущество. Не менее важную роль, чем уровень информированности, играли такие факторы, как принцип КОНФЕДЕРАТИВНОСТИ, принцип ВЗАИМОПОМОЩИ и, как ни странно, "запрет на профессию". Об этом я и хочу поговорить сегодня.
Прежде, чем я приступлю к дальнейшему изложению , хочу остановиться на моем утверждении о том, что раннее средневековье было "золотым веком" европейского еврейства. Это утверждение вызвало сомнение у некоторых читателей, т.к. противоречит привычным представлениям о бесконечных тяготах, испытываемых евреями в то время, о страшных преследованиях, поражении в правах и пр. Для желающих узнать об истинном положении дел даю ссылку на Еврейскую энциклопедию:
http://www.eleven.co.il/article/15499 Статья посвящена положению евреев в средневековой Франции. В разных частях Европы положение евреев было хуже или лучше, но в целом эта статья дает приблизительное представление о положении евреев Европы в целом.
(Далее я буду там, где это необходимо, иллюстрировать свои высказывания ссылками и цитатами из различных источников. Цитаты будут даны мелким шрифтом. Большинство читателей могут их пропустить без ущерба для понимания. Отсутствие ссылок в некоторых подразделах означает лишь, что информация достаточно хорошо известна, а желающие узнать дополнительные подробности могут найти ее самостоятельно.)
ВРАГИ И "ДРУЗЬЯ" ЕВРЕЕВ (6-11 вв)
Положение евреев было крайне "амбивалентно" и противоречиво. Достаточно сказать, что, несмотря на то, что они официально считались "врагами Христа и церкви", это было единственное религиозное меньшинство, сохранившееся и даже укрепившее свое положение и численность в средневековой Европе.
Возможно, главная причина, позволившая евреям сохраниться, заключается в принятии церковью концепции блаженного Августина.
"Согласно "теологии презрения" Августина, евреи, за свое неприятие Иисуса, потеряли избранность и были рассеяны - однако некоторый весьма существенный духовный потенциал у них остается, и поэтому завершающей фазой мирового исторического (мессианского) процесса должно быть то, что евреи "в конце времен" примут христианство, после чего они смогут вернуться в свою страну, и это будет составлять весьма важную часть завершающего этапа развития мира перед "вторым пришествием Мессии". А поскольку роль евреев в истории столь "амбивалентна", то и отношение к ним "амбивалентно": с одной стороны, их можно и нужно презирать, унижать и т.п., - но, с другой стороны, ни в коем случае нельзя их уничтожать или насильно (под страхом смерти) заставлять принимать христианство: потому как "если их уничтожить, то как же в конце времен реализуется Божественное предсказание, о том, что они тогда примут христианство?" Итого, евреев можно было и нужно держать на низшей ступеньке социальной лестницы христианского общества, но не вне нее.
"Теология презрения" представляется нам, конечно, ужасной, дискриминирующей, жестокой и т.д. - но, нужно отметить, что как это ни странно, у нее были и положительные стороны. Ведь в средневековой Европе не выжило ни одно не-христианское меньшинство, за исключением евреев; и это - не в последнюю очередь из-за "теологии презрения". Ведь согласно этой доктрине официально утверждалось, что евреев нельзя "заставлять креститься под страхом смерти". (см.
http://www.machanaim.org/philosof/chris/changes.htm#1)
Как говорится, "доходило до смешного". Так, например, евреи даже в более поздние и совсем не вегетарианские века не подпадали под юрисдикцию святой инквизиции. Этот парадокс вызывал справедливые нарекания инквизиторов, считавших странным положение, когда они судят и казнят людей при наличии сомнений в силе и искренности их веры, но ничего не могут поделать с врагами рода человеческого, распявшими Христа.
Важно помнить, что главными ненавистниками и гонителями евреев в те времена были низшие сословия, подстрекаемые опять же низшим духовенством. Высшие церковные иерархи, повторяю, относились к евреям амбивалентно и зачастую выпускали постановления, защищавшие евреев от физического уничтожения.
Но главными защитниками еврейских общин, как правило, выступали правители (крупные и мелкие феодалы). Конечно, они делали это не от особой любви, а исключительно из соображений выгоды. Их защита была непоследовательна, часто им приходилось уступать и давлению "низов", и запретам церкви на предоставление еврееям привилегий. Но, поскольку церковь претендовала не только на духовное, но и на политическое лидерство и в течение веков, в отличие от евреев, представляла реальную угрозу светской власти, феодалы всегда стремились ее по возможности "осадить". К тому же еврейские общины демонстрировали высокую лояльность к власти, под началом которой находились. А в те "непростые" времена войн всех против всех это было для светской власти весьма кстати.
Не всем известно, что евреи обладали весьма специфическим статусом "слуг казны". С одной стороны, формально их имущество принадлежало правителю, который действительно часто конфисковывал его, когда возникала политическая или финансовая надобность, а самих евреев изгонял. С другой стороны, это была действенная защита от разграбления низшими сословиями, ибо в таких случаях они грабили не евреев, а самого короля, что, понятно, было чревато серьезнейшими наказаниями.
Словом, и здесь (как и во всем остальном) просматривается та же противоречивость и двойственность положения евреев. Но ясно, что неправильно рассматривать их положение, как сплошную совокупность минусов. Были и плюсы. И этих плюсов зачастую было больше, и они перевешивали.
Вот что написано по этому поводу в статье "Евреи в средневековой Европе" еще в одном "еврейском источнике" (
http://holocaust.ioso.ru/history/05.htm ): Европейские монархи позволили евреям создать свои собственные раввинские суды, что составило одну из основ еврейской автономии.В IX-XI вв. во Франции и Германии евреи могли торговать и заключать всякого рода сделки практически без ограничений. Им дозволялось жить в соответствии с законами их религии, но запрещалось обращать христиан в иудаизм. Именно поэтому иудеи не могли держать в доме христианскую прислугу. В то же время евреям было гарантировано, что Церковь не будет принуждать их к перемене веры. Показателем высокого социального статуса евреев в эти столетия служит право на ношение оружия, сохранившееся во Франции и в Германии вплоть до XIII в.
А вот, что пишется здесь:
http://www.havura.net/evrejjskaja_mudrost/evrei_v_gorodakh/getto_obshhiny/istorija_evrejjskikh_obshhin/ (см. раздел "Еврейская культура на западе (Испания и Германия)
И в христианских, и в мусульманских странах города теряют свое былое значение, их население сокращается, и функцию «горожан» принимают на себя евреи. Занятия евреев в эту эпоху - типично «городские»: ремесла, внутренняя и международная торговля, финансы. Так начинается добровольное поселение евреев в «гетто»: евреи селятся компактными группами в особых городских кварталах, что помогает им сохранять чувство своей общности и обеспечивает интенсивную и самобытную культурную и религиозную жизнь.
В экономике средневековой Европы евреи играют важную роль. Они способствуют освоению новых земель и основанию городов. Их экономическое положение и быт устроены лучше, чем у их соседей-неевреев. Они независимы, могут свободно путешествовать из страны в страну, обладают некоторой автономией в самоуправлении и судопроизводстве.
1. Принцип "КОНФЕДЕРАТИВНОСТИ"
В средневековой Европе социальная структура не мыслилась иначе, чем жесткая иерархия, пирамида или "вертикаль". Эта идея воспроизводилась на уровне любого, даже самого карликового, государства. Сеть еврейских общин представляла собой принципиально иную - конфедеративную - модель социальной организации. Каждая община в рамках этой условной "Конфедерации еврейских общин" была независимой, самостоятельной и равноправной единицей. Такая гибкая форма социальной организации не только была намного эффективнее существующих иерархических или "вертикальных" структур, но и бесконечно более прогрессивной. Конфедерация позволяла обсуждать и совместно решать проблемы и вырабатывать общую стратегию действий. Она на века опередила свое время. Более того, не уверен, что в последующей истории найдется много примеров столь последовательной и полной реализации принципа конфедеративности.
Сошлюсь на Википедию:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0 "Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития."
Электронная еврейская энциклопедия уточняет (см.
http://www.eleven.co.il/article/13037 ) в статье "Община":
"Хотя в средние века отдельные еврейские общины ревностно заботились о своей независимости, иногда в силу обстоятельств они учреждали региональные федерации общины в местном, областном и даже государственном масштабе. Необходимость общинного объединения диктовалась в ряде случаев внешними условиями, главным образом выполнением наложенных властями обязанностей по сбору государственных налогов на корпоративных началах, а в некоторых случаях также ситуацией внутри самих общин. Эти объединения часто были спорадическими и создавались для какой-либо специфической цели. Однако в некоторых странах они существовали долгое время. Во Франции, Германии и других странах раввинские съезды осуществляли сотрудничество общин с целью принятия установлений, главным образом, внутреннего, социального, морального, юридического и политического характера".
Важно подчеркнуть, что нормой, обязательной для всех общин, являлось предоставление любой возможной помощи своим собратьям из другой общины, оказавшимся в беде (включая прием и размещение членов общины, подвергнувшейся изгнанию). С другой стороны, община, оказавшая гостеприимство, могла быть абсолютно уверена, что и она - случись что - не будет оставлена на произвол судьбы.
Кроме того, между общинами и между их членами практически отсутствовали отношения конкуренции. Поле для деятельности, включая и "рынки сбыта", было столь обширно, что успех одной общины не наносил никакого ущерба другой. Скорее наоборот, чем сильнее и успешнее были общины, составлявшие условную "Конфедерацию", тем больше возможностей появлялось и у других.
Такая ситуация - явление крайне редкое в реальной жизни и в истории, но именно она и сложилась в раннем средневековье.
2. Принцип ВЗАИМОПОМОЩИ
В ситуации тотальной враждебности местного населения к чужакам, инородцам и иноверцам, "окопавшимся" в еврейской общине, она по необходимости должна была противопоставить внешнему давлению внутреннюю сплоченность, солидарность и взаимопомощь. Осуществлению этих принципов в немалой степени способствовал не всем известный факт, что еврейская община, как правило, пользовалась правами весьма широкой автономии, не снившейся в то время остальной части населения. Она была полномочна самостоятельно решать все вопросы, связанные с религиозными обрядами, судопроизводством, сбором налогов, а также - с образованием и медицинской помощью внутри общины. Именно в раннем средневековье принцип взаимопомощи стал обязательной нормой, определявшей внутреннюю жизнь общины. Благотворительность была массовым явлением и осуществлялась в широких масштабах. Достаточно сказать, что в большинстве общин посредством благотворительности обеспечивалось не только всеобщее школьное образование и медицинская помощь, но даже сбор приданого для бедных невест (!).Этот же принцип взаимопомощи был перенесен и на взаимоотношения общин друг с другом.
Думаю, что принцип "Человек человеку - друг, товарищ и брат!" ни до, ни после в истории не соблюдался столь последовательно, как в средневековой еврейской общине между ее членами.
3. "Запрет на профессию" и средневековый хай-тек.
Этот фактор, обычно оцениваемый, как негативный, сыграл исключительно положительную для евреев роль. Более того, именно он наложил самый глубокий отпечаток на психологию евреев вплоть до наших дней.
"Запрет на профессию" или профограничения для евреев осуществлялся в средневековом обществе почти повсеместно. Престижные сферы деятельности были для них закрыты. Но что есть престижный вид деятельности в патриархальном обществе? Это вовсе не самая выгодная с экономической точки зрения и не самая перспективная деятельность. Это, в первую очередь, деятельность, освященная авторитетом традиции. Любые новшества таким обществом встречаются в штыки, а многие вообще считаются недостойными порядочного и уважающего себя человека. Вот в область малопочтенных профессий и выдавливались евреи. Так, например, во многих местах палачом в обязательном порядке назначался еврей. Но, как известно, в число непристижных в традиционном средневековом обществе попадали и такие сферы деятельности, которые мы теперь можем смело назвать инновационными. Евреев просто вынуждали заняться "инновационными" проектами, чтобы обеспечить себе возможность элементарного пропитания.
Такая - поначалу вынужденная - "профориентация" в течение многих веков в конце концов сформировала очень необычные для большинства психологические установки и ментальные навыки, а также само отношение к новому. Многовековой опыт существования в специфических условиях, не прошел даром. Отношение к инновациям, возможно, стало главной чертой, определяющей и поныне непропорционально высокое представительство евреев в определенных сферах деятельности. Грубо говоря, евреи очень хорошо усвоили принцип: "Кто не рискует, тот не пьет шампанское". Если говорить серьезно, евреи не только были вынуждены заниматься новыми видами деятельности, но быстро осознали все преимущества таких занятий. Они не только перестали БОЯТЬСЯ новизны, но стали намеренно стремиться к ней.
Если человечество условно разделить по наличию одной из глобальных психологических характеристик, определяющих поведение: "установка на достижение успеха" и "установка на избегание неудачи" (ср. с Гумилевским термином "пассионарность"), то можно сказать, что бОльшая часть любого народа ориентирована в первую очередь на "избегание неудачи". Это особенно относится к обществам т.н. архаического (или патриархального) типа. Поэтому большинство всегда предпочитает проверенные способы действия и хорошо освоенные виды задач и сферы деятельности. Это соотношение заметно меняется в динамичных обществах, ориентированных на "идею прогресса". У евреев, ввиду их специфического положения в патриархальном средневековом мире, установка на достижение успеха заметно преобладала уже тогда. Со временем она еще более закрепилась.
Надо помнить, что высокий по сравнению с другими жителями Европы уровень информированности и поголовная грамотность также весьма способствовали возможностям евреев в инновационных сферах. Так, они получали гораздо быстрее остальных сведения о новых проектах и прочих "интересных начинаниях", которые приносили успех в местах, отстоящих от их дома на сотни, а то и на тысячи километров. Причем не обязательно это были "еврейские" по происхождению проекты. Главное, чтобы они были перспективны.
Еще одна важная ментальная черта - постоянная угроза изгнания заставляла евреев особое внимание уделять совершенствованию своего профессионального мастерства и улучшению качества своего товара. Ведь в случае изгнания, т.е. при потере уже имеющейся "клиентуры" и необходимости все начинать с нуля, единственным шансом продолжить привычное дело было доказать превосходство своего товара, его качество в новом месте. Отсюда, еврейский ПЕРФЕКЦИОНИЗМ. Ибо ремесленнику-еврею было мало того, что он, например, сапожник. Он должен был быть "очень хорошим" сапожником.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ