730 км от Петербурга до Архангельска на Боинге мне обошлись дешевле чем 120 от Архангельска до Зимней Золотицы на АН-2. Причем в первом покормят. А во втором из доп. услуг только бумажные пакеты, которые при хорошем боковом ветре опять почему-то нужны только мне. В самолете с десяток женщин, и им эти "качели" нравятся. А мне так, что все, больше ни-ког-да. Обратно пешком пойду. И сколько бы лет не ходил по берегу, как бы не знал его лучше местных, при очередном боковом из другой части этого "салона" для удобрений послышится обидное: "Не наш. Не помор."
Н.Золотица-Това, Зимний берег, Белое море 2015
в Нижней Золотице есть старое колхозное общежитие. кроватей штук 8 и большая печь. Местные называют эту общагу "бухенвальд". Раньше здесь жили-пили мужики, которые слетались в начале марта со всего берега на зверобойку.
Татьяна родилась на Сахалине. Потом жила в Адлере, на Черном море. На Белое попала по распределению. Вышла замуж, так и осталась. Сейчас печет хлеб для села и поддерживает порядок в общежитии.
ГТСки со снегоходами - основное снабжение прибрежных сел, особенно зимой. До Тучкино, откуда есть дорога на Архангельск, около 90 км по тайге - часов 6-8 с остановками на таком "танке".
повторюсь - в Н.Золотице воинской частью весь некогда прекрасный пляж у села завален хламом. При мне военные вывозили колхозные кровати из общаги. Почему эти бойцы не могут навести порядок не понятно. Говорят, председатель колхоза пытался ругаться, но все замяли, потому что деньги селу платят за этих вояк. На Летнем и Терском берегах такая же хрень - сразу видно где и какое назначение.
В 16 км от Золотицы на реке Това есть хутор. Там живут два постоянных жителя - Мария Михайловна и ее брат с наследственной глаукомой. Дед Марии Семен в начале прошлого века жил в Золотице. Как-то случилось несчастье - по неосторожности убил жену из ружья. В наказание его сослали на р.Тову, где сто лет назад Семен основал поселение. Сейчас на лето в Тову приезжают семейные с Беларуси, Украины и Мурманска. Зимой хорошие люди подвозят продукты с Золотицы.
"В село к людям не тянет" - говорит Мария Мих-на. "Так меньше сплетень и разговоров. Не люблю я этого".
Вместо телевизора восемь окон с видом на море. И старый радиоприемник, в котором в последнее время "чурки всю волну засрали, русской речи не услышишь".
изба Пучиниха.
P.S
Лед на Зимнем ломает во время шторма. Когда тихо, обычно есть припай, с которого ловят навагу. И есть соблазн в случае лыжного похода идти по "чистому" льду по-дальше от прибрежных торосов, что здесь д.б оч опасно. Я шел по кромке у обрыва и наблюдал как вдоль берега несет льдины течением, т.е может отколоться даже без "отжимного" ветра и мощных отливов. Историй о том, как людей на льдинах уносило в море во время зверобойки достаточно. Вот здесь например
http://vaga-land.livejournal.com/869377.html http://vaga-land.livejournal.com/869359.html Белое море, Зимний берег, март 2015