Каково детям жить в православном приюте

Mar 10, 2017 18:00



При слове "приют" на ум приходит унылое холодное учреждение, наполненное безысходностью, страхом и чувством унижения. И в самом деле - подобные места, как правило, не святятся радостью, а попадают туда дети, не по своей вине оказавшиеся на обочине жизни из-за плачевных жизненных коллизий. Но так ли всё трагично?

Накануне мне удалось побывать в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре, где находится один из таких приютов, а вдобавок ещё и гимназия. Кстати, эта тема актуальная - в последнее время вокруг приюта скопилось много негатива и появился даже некий ореол скандальности. Почему вдруг? Если кому интересно - Гугл в помощь. Ну а я решил собственными глазами взглянуть на то, как там живут.


1. Полтора часа по Калужскому шоссе и мы в Малоярославце. Здешние места хорошо помнят события 1812 года - даже на монастырских вратах в своё время специально по личному распоряжению Александра I были сохранены следы французской шрапнели.


2. Встреча.


3. Черноостровский монастырь сейчас вполне благополучен, однако, позади у него история, полная невзгод и потерь. И разграбление в Смутное время, и почти полное разрушение в 1812-м, и печальные постреволюционные потрясения.


4. О жизни монастырского сестричества я расскажу в одном из ближайших постов, а это здание детского приюта "Отрада", открытого в самый разгар "лихих" 90-х по благословению патриарха Алексия II. Здесь воспитываются 60 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет из самых разных уголков страны.


5. Новый корпус приюта был построен при поддержке НКО "Связь поколений" и сейчас в нём, не считая спален - 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, спортивный и концертный залы.


6. Учёба проходит в специально созданной для этой цели гимназии, по окончании которой барышни сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. Кстати, помимо общеобразовательной программы, в ходу здесь хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование. Конечно же, не обходится без греческого и церковно-славянского языков, основы древнерусского знаменного распева и византийской музыки.


7. Полно грамот, всех не перечесть, да это не так уж и важно.


8. На стенах развешаны акварели и гуаши с впечатлениями от поездок, в том числе, и зарубежных. Честно говоря, я был изрядно удивлён, узнав, что вопреки сложившимся представлениям о монастырском затворничестве, гимназистки путешествуют так, что иной трэвел-блогер позавидует. Италия, Израиль, Кипр, Греция, Болгария, Македония, Словакия и так далее. По православным, конечно же, маршрутам.


9. С обычной светской школой связывают, помимо прочего, такие стенды.


10. А как, собственно, проистекает учебный процесс? Давайте потихоньку заглянем в классы.


11. Впрочем, потихоньку заглядывать и не надо было. Барышни с удовольствием встречают заезжих гостей. Очередной разрыв шаблона - приготовившись увидеть приютских детей во всём нелицеприятном понимании этого образа, взамен знакомишься с открытыми и дружелюбными юными гражданами.


12. Вот, например - урок английского, преподаваемый, между прочим, носительницей языка из самых что ни на есть США. Правда, адаптированной для местных условий и именуемой "матушка Екатерина".


13. А так выглядит кабинет химии.


14. Факультативный урок рукоделия.


15. По окончании гимназии многие становятся студентами факультета православной журналистики (оказывается, есть и такой) Российского государственного социального университета. Понадеемся же, что эти милые создания не попадут под каток пропаганды, а будут верны профессии.


16. Но вдруг я услышал знакомые звуки любимого мною Бранденбургского концерта Баха! И точно, заглянув в актовый зал, я понял - в монастырских стенах в почёте далеко не только православные песнопения.


17. Добро пожаловать в уголок машинной вышивки. Интересно, на чьи же пожертвования такой навороченный станок?


18. Как раньше говорили - "с числовым программным управлением".


19. Перемещаемся в тренажёрный зал. В здоровом теле - здоровый дух и наоборот. Советский Светский врач непременно бы упомянул формулировку, согласно которой очень важна гармония физического и психического здоровья. А можно ещё и по Чехову - в человеке всё должно быть прекрасно!


20. Над чем так корпит юная воспитанница в гимназийной библиотеке?


21. А вот и прачечная, опровергающая бытующее мнение о вторичности "низменной и материальной" гигиены в монастыре.


22. Ого, здесь целые комнаты с яркой разноцветной одеждой! А как же хрестоматийное "белый верх, чёрный низ"?


23. Красивые!


24. Медицинский кабинет. Доктор в приюте приходящий, из городка.


25. Здесь же, в самом здании - часовня.


26. Интересно было понаблюдать, как дети с абсолютно светской радостью предвкушают обед. Да, начало и окончание приёма пищи в обители действительно по звонку, но ассортимент еды-то неплох. И это в постный день.


27. Но перед началом трапезы обязательная молитва, тут никуда не денешься.


28. А вот так выглядят комнаты, где живут девочки.


29. Рекреация для самых маленьких обитательниц.


30. Кстати, вот они.


31. Предметы интерьера детей постарше.


32.


33.


34. Всё-таки, удивительное дело... Какой бы унизительной и тягостной ни была прошлая жизнь попавшего сюда ребёнка, он всё равно будет вспоминать своих родителей, запечатлённых на постепенно выцветающих карточках. И мать-наркоманку, лишённую родительских прав, и отца, умершего от беспробудной пьянки.


35. Признаюсь, довольно трогательно было наблюдать, как при демонстрации собственноручно сделанного документального фильма, воспитанницы то и дело тыкали пальцами в экран - "ой, это я!", "а это я в три года!". Сегодня-то уже и женихов им впору подыскивать.


36. Я слышал много нелестного об этом приюте, поэтому и согласился посмотреть на всё собственными глазами. Но вот честно - не заметил ни у кого из гимназисток болезненной надломленности, той специфической религиозной отчуждённости, присущей многим набожным людям, проводящим добрую часть жизни при храмах и монастырях.


37. Что же ждёт барышень дальше?


38. Ведь наверняка далеко не все из них решат продолжить церковную карьеру, а используют приютскую жизнь лишь как этап вынужденной социализации.


39.


40. Каково им будет в нашем агрессивном и малодружелюбном мире потом? Смогут ли они адаптироваться и не сломаться?


41. Хочется верить, что, как пелось в известной песне Максима Леонидова - без бед.


42.


Я в социальных сетях:


  
  

  
  


Подписаться на обновления этого блога

ДОБАВИТЬ В ДРУЗЬЯ!



вера, религия, церковь, дети, места, православие, подмосковье, объекты, как это устроено

Previous post Next post
Up