Откровения Тамары Эйдельман про Бориса Гребенщикова

Sep 17, 2024 11:00



Вот и ещё одно доказательство того факта, что за последние почти три года многие достойные люди лишь формально покинули Россию. На самом деле, это часть России оторвалась и растворилась по миру, лишив соотечественников немалого пласта своей культуры. Очень хочется верить, что не навсегда.


Тамара Эйдельман:

"Каждое утро открываю новости: ракетный удар, еще ракетный удар, дроны, количество убитых, Запорожская АЭС, очередное антисемитское заявление очередного американского университета, вандалы осквернили памятник жертвам Холокоста, считая, очевидно, что таким образом защищают детей Газы. Разборки оппозиции. Не знаю, что хуже - чтобы информация ФБК о Невзлине оказалась сливом ФСБ или чтобы она оказалась правдой. Оба варианта приводят меня в ужас. Чувствую себя плохо. Кашляю. Читаю новости. Работаю. Кашляю.

А потом я прихожу на концерт. И как только слышу знакомую мантру и вижу богиню Сарасвати, то на душе становится легче. Потом выходит БГ, и все преображается.

Он сообщает нам, что сегодня день рождения гуру Ринпоче и поэтому никакие правила не действуют - зрители могут делать что хотят. Я еще успеваю про себя порадоваться, что я знаю, кто такой гуру Ринпоче, - когда готовила лекцию про далай-лам, то и про него тоже читала, хотя он жил в VIII веке, когда буддизм только проникал на Тибет.

Но дальше размышлять об этом времени нет, потому что начинается концерт. И происходит чудо, про которое я, конечно, слыхала, и сама его при общении с разными произведениями культуры переживала, но среди сегодняшнего мрака казалось, что такое уже невозможно.

Всё темное исчезает. Остается только сцена, прекрасная музыка и голос. Да, голос уже не такой, как сорок лет назад, да, он все время сидит, но музыка - что в новых песнях, что в давно знакомых прекрасна, и поет он чудесно, и создается полное ощущение, что все вокруг меня заполняется светом и добром.

Вот написала предыдущий абзац и сама себе удивилась. Наверное, читая чей-то похожий текст, я бы хихикнула и подумала: «Ну что за сантименты». Но вчера я испытывала ровно это, и сегодня, когда я пишу, все еще не пришла в себя.

Я думаю о том, какая молодая музыка у БГ, - зрелая, конечно, но при этом полная невероятной молодой энергии. О том, что в новом альбоме - совершенно новое звучание, и клавишник, скрипач, флейтист, ударник производят фантастическое впечатление. А одновременно - это ведь так хорошо знакомая флейта, это ведь родные и близкие мелодии, и вдруг даже в новых песнях у БГ проскальзывают прекрасно известные и такие любимые интонации. Это причудливое сочетание хорошо знакомого старого и чудесного нового оказывается настолько прекрасным, что несколько раз я вдруг замечала, что сижу со слезами на глазах.

В прошлом году на концерте зрители чинно сидели и внимательно слушали. Вчера примерно ползала танцевало. Я поглядывала на них с завистью - вроде бы мне уже не по возрасту, да и сил нет, я же кашляю. А под конец не выдержала - и тоже вскочила. Моя учительская идентичность подсказывает мне: «Не говори, в какой момент». А вот все равно скажу - что тогда, когда он запел: «Все говорят, что пить нельзя, а я говорю, что буду». Усидеть в кресле было просто невозможно.

А самый поразительный момент во время этого поразительного концерта произошел, когда прямо посреди песни БГ встал, развел руки и дальше пел стоя: «Не пей вина, Гертруда!». Отправила видео одной своей молодой подруге, а она мне пишет: «Я бы умерла прямо там». А я тоже чуть не умерла от счастья.

Глупости, наверное, я пишу. Совсем с ума сошла на старости лет. Но когда среди наступающей со всех сторон тьмы на тебя обрушиваются несколько часов света, то действительно сходишь с ума от счастья, танцуешь, размахиваешь телефоном с включенным фонариком, подпеваешь и веришь в победу добра".

искусство, культура, наблюдения, отношение, творчество

Previous post Next post
Up