Орехово-Зуево - крупный промышленный город в сотне километров от Москвы. Знаменит он в первую очередь своей революционной историей - именно здесь в XIX - начале XX века зародилось стачечное движение. В частности, в 1885 году в городе состоялась знаменитая Морозовская стачка, а также местные рабочие активно участвовали в революции 1905 года.
Соответственно, жили они в специально выстроенных при Никольской мануфактуре казармах. В 1869 году рабочие размещались в 34-х казармах, среди которых были 2 трёхэтажных, 24 двухэтажных и 8 одноэтажных, и в 41-м летнем «балагане». На 1 января 1879 года в казармах фабрик В. Е. Морозова жили 1786 рабочих и 584 члена их семей, всего 2370 человек, в 1885-м - 3379 рабочих, 1461 член семьи, всего 4840 человек. В 1897 году при Никольской мануфактуре была 31 казарма, при фабрике Товарищества мануфактур В. Е. Морозова - 11 казарм. Всего в них жило свыше 25 тысяч человек. На Никольской мануфактуре в 1907 году в казармах жили 14 454 человека, размещавшиеся в 31 здании, в которых было 3392 каморки.
Многое ли из этого сохранилось до наших времён? В каком состоянии и статусе сейчас находятся бывшие Морозовские казармы? Предлагаю взглянуть собственными глазами. Итак, подъезжаем к домам на улице Ленина в районе под названием Крутое.
Как видно, многие корпуса фабрик и казарм наследия Морозовых в Орехово-Зуеве находятся в заброшенном и руинированном состоянии.
Без слёз на некогда красивейшие здания смотреть решительно невозможно.
Вокруг всё заросло каким-то бурьяном, репейником и прочими растительными атрибутами заброшек.
Однако некоторые корпуса казарм вполне себе живы. И в них до сих пор живут люди!
Признаки жизни, как говорится, налицо.
На стенах одновременно обещание неплохих зарплат и помощи в преодолении зависимости от веществ.
Ну что, заглянем внутрь?
Очень красивые кованые лестницы.
Наглядная агитация.
Система коридорная. И в каждой из этих комнаток до сих пор теплится жизнь.
На дворе давным-давно XXI век, а люди вынуждены жить буквально в скотских условиях. Выглядит всё это чрезвычайно скорбно.
Жара, духота, никаких кондиционеров, спёртый тяжёлый воздух.
Будто бы кадры из фильма "Жизнь после людей".
Это не Мариуполь или Часов Яр. Это всего лишь Подмосковье.