Вся многовековая наша история наглядно показывает - подобные эксперименты в России любят и охотно практикуют. А в последнюю четверть века уже и не боясь хоть какого-то фидбэка. И действительно, мало-мальски значимые бунты остались в 90-х - начиная от сигаретных и заканчивая стуком касок на Горбатом мосту подле Дома правительства.
Перекладывая бремя войны на россиян, власти поверили в миф о бесконечной покорности населения. Но история бунтов в России и за рубежом, его опровергает. Политолог Аббас Галлямов (власти считают его иноагентом)
пишет:
Итак, финансировать войну решено за счёт граждан. По оценкам экономистов «Альфа-банка», повышение налогов пока затронет не более 3-5 миллионов человек, но это ведь только пока. Тут главное начать: аппетит, как известно, приходит во время еды. Власти планируют повысить налоги и для бизнеса, этот шаг обязательно приведёт к очередному скачку цен.
Многие говорят, что народ в России всегда жил плохо, привык к этому и снижение уровня жизни не сподвигнет его на возмущение. Есть три контраргумента против этого:
1. Попытки исправить положение «снизу» предпринимались в России с завидной регулярностью. Отечественная история знала и мятежи, и крестьянские войны, и стрелецкие бунты, и организованные гвардией перевороты. Были у нас и революции - в том числе, приводившие к крушению режимов. В этом смысле бунт является такой же частью русской политической традиции, как и покорность.
2. Лишения лишениям рознь. Принципиальное значение имеет контекст. Терпимые в обстановке длительной стабильности, лишения начинают восприниматься совсем иначе в условиях, когда на смену последней приходит ощущение катастрофы. Оказавшись в непривычной ситуации, люди начинают пересматривать свои традиционные установки и перестают мириться с тем, с чем мирились ещё вчера.
3. Неправда, что у нас «хорошо не жили». Жили. Важны не абсолютные показатели, а динамика и порождённые ею самоощущения. Первая половина путинского правления как раз и характеризовалась ощущением растущего уровня жизни, которое собственно и обеспечило популярность президента. Сейчас ощущение роста уверенно сменилось чувством, что жить становится всё хуже и хуже. И тут надо вспомнить, что именно падение, которому предшествовал рост, является идеальным фоном для революции.
(
via)