На фотографии цветочки. А сегодня уже созрели ягодки. Знающие москвичи, присмотревшись, без особого труда оживят в памяти происходившее в самом центре столицы чуть более двадцати лет назад. Однако, по большому счёту, никто тогда не придал данному событию особого значения.
Ведь и вправду, на заре пресловутого "подъёма с колен" казалось - наконец-то можно нормально зажить с Икеей, кредитной иномаркой и большим телевизором, на котором непривычно трезвый и моложавый гарант с твёрдой рукой и стальным взглядом уже раздаёт всем стабильность в рамках нефтяной сверхприбыли. Пруха-с... Потому и проглядели плетущиеся в недрах Апэшечки политтехнологические сети "суверенной демократии" с упором на молодое поколение, одним прекрасным днём вышедшее к Большому театру и устроившее инквизицию плодам творчества новоизбранного врага народа.
25 июня 2002 года активисты молодёжного движения "Идущие вместе" с примкнувшими к ним пенсионерами учинили акт уничтожения книг Владимира Сорокина. Пожилые граждане выкрикивали: "Нет Сорокину!", а юные барышни расхаживали с изрезанными книгами автора. Обилие ненормативной лексики и "полная бессмыслица текстов" - таковы были их основные претензии.
Информационной доминантой перформанса стал щит с цитатой из контракта между Сорокиным и Большим театром, напечатанного в ряде столичных изданий. Договор предусматривал написание текста новой оперы авторства Леонида Десятникова. Причем, как явствовало из цитат на щите, Сорокин "имеет право использовать фекальную символику и ненормативную лексику".
Подобные нюансы не остались без внимания манифестантов: у фонтана они торжественно водрузили огромный унитаз. В импровизированный памятник Сорокину пришедшие бросали книги и цветы.
Затем "Идущие вместе" и сочувствующие им отправились возлагать цветы к памятнику Чехову. Таким образом молодые хунвейбины, по их словам, намерены "просить прощения у знаменитого писателя за сегодняшнее состояние литературы".
Конечно же, лишь ничтожный процент из подобных "возмущантов" и "оскорблянтов" действительно хорошо был знаком с родной культурой и искусством, даже если взять так называемую классику. Вряд ли кто из них, представ перед живописными полотнами, отличит Остроухова от Саврасова; заслышав звуки фортепиано - Рахманинова от Прокофьева; а ненароком углубившись в чтение наугад - Лескова от Гончарова.
Тем не менее, приходится констатировать: зараза распространяется снизу кверху и если в 2002-м единичные маргинальные акции не вызывали ничего кроме ироничного смеха, то спустя 20 лет аналогично невежественное начальство на самом верху всерьёз отменяет по крупицам саму русскую культуру.
*Акунина власти РФ считают террористом и экстремистом.