учение

Sep 26, 2013 18:47

первое образование я получала в детском возрасте - совершенно пассивно, не думая. я бы назвала это "безучастное выучивание".
я честно ходила на семинары, сдавала все работы, "выучивала" билеты (тут я не имею ввиду зубрежку, а скорее именно "безучастное" выучивание, когда пытаешься ну хоть как-то понять с одной целью - ЗАПОМНИТЬ, чтобы вывести на экзамене).
я не вкладывала никакой инициативы и творчества в процесс.
преподаватели были мною довольны. оценки у меня были всегда высокие. мне дали красный диплом и золотую медаль....
(хотя мой диплом был, по сути, копированием и компиляцией цитат с жалкими иллюстрациями, полученным в ходе примитивного численного моделирования).

второе образование было более осознанным действом. предмет был гораздо менее комфортен, но интересен. это было скорее "попытка пробиться сквозь слова к смыслам". я стала разборчивее, сознательно "присутствовала" только на интересных лекциях, остальные - либо пропускала, либо отсиживала. мне стало интересно выйти за "границы предписанного", поэтому мне показалось необходимым побольше читать, взять дополнительные курсы, поискать дополнительные "источники" на стороне.
в общем, появилась у меня инициатива. и я ее вложила в ПРОЦЕСС. но не в результат! и это было ошибкой - ну как активное приведение в порядок кабинета, рабочего стола, "чтобы спокойно поработать". в результате тратишь время на подготовку, а на работу сил не остается.
на экзаменах мои оценки были средними или даже низкими - активная позиция и наличие собственных суждений с одной стороны провоцирует дискуссию (это интересный момент), но снижает оценку - так как "сомнение студента в законченности догмы вызывается сомнения преподавателя в умственной полноценности студента".
в общем, ПРОЦЕСС обучения был уже получше, но результат (диплом) - опять то же, без креатива, хороший охват истории вопроса, хороший анализ... но третий шаг - развитие своей, новой гипотезы ... упс.

третье образование. я учла все ошибки и достижения. я не тратила время попусту. не распылялась на процесс. сконцентрировалась на предмете, контексте, среде, не упуская главное - результатом является создание нового, а не копирование существующего. я постоянно искала, искала и еще раз искала. и беспощадно оттачивая примитивные основы. перестала думать, научилась следовать интуиции, включаться и переключаться, спонтанно видеть и глубоко запоминать, до уровня эмоций, ощущений.
ни одной списанной строчки - постоянное преодоление себя, собственной внутренней лени, с одной целью - "сказать по-своему", найти то, что еще не найдено.
отношения с преподавателями были очень пестрыми, от полного восторга до бешенства и истерик. что поделаешь, все непривычное вызывает противодействие. новые дороги приходится "прокладывать".
и я довольна результатом. не было "хорошего студента" из моего первого образования, не было почетных дипломов, не было траты времени на организацию процесса - была работа, которую надо было сделать и спонтанно найденные пути и решения.
но был РЕЗУЛЬТАТ.

тем не менее, я довольна всеми тремя своими образованиями.
пробуждение достойно трудов по преодолению сонного состояния незнания. результат непредвиденный, странный, который ставит в тупик даже самого исследователя, наверное и является тем самым "полноценным новым". я согласна с фразой Грина:
"The meta-lesson of both relativity and quantum mechanics is that when we deeply probe the fundamental workings of the universe we may come upon aspects that are vastly different from our expectations. The boldness of asking deep questions may require unforseen flexibility if we are to accept the enswers.""

мысли вслух

Previous post Next post
Up