---

Aug 14, 2015 19:41

Оригинал взят у aquilaaquilonis в ---
Хотелось бы поделиться некоторыми обобщающими соображениями, вынесенными мною из многочисленных споров по поводу исторического противостояния Москвы и Литвы. Каким образом наши противники доказывают, что московские князья плохие, а литовские - хорошие? - Они применяют к московским князьям шкалу максимальных моральных стандартов. В жизни эти стандарты недостижимы, тем более они недостижимы для государственных деятелей, тем более в такие сложные и не сильно моральные времена, как средневековые. Естественное, оказывается, что московские князья этим моральным стандартам соответствовали не всегда. Отсюда делается вывод - московские князья были плохими и то, что они делали, было плохо.

Как наши противники поступают с литовскими князьями? - Они не применяют к ним шкалу максимальных моральных стандартов. Они не применяют к ним вообще никаких моральных стандартов. Они вообще не оценивают их действия с моральной точки зрения. В результате одни (московские князья) оказываются плохими, потому что их судят по максимальным, практически недостижимым моральным стандартам. Другие (литовские князья) не оказываются плохими, потому что их вообще ни по каким моральным стандартам не судят. А отсюда уже один шаг до вывода: Москва - зло, Литва - добро. Это обманка, но она работает и оказывается эффективным средством пропагандистской борьбы против русских. Почему же она работает?

Рискну предположить, что потому, что у русских есть совесть и проистекающая из неё способность различать добро и зло и испытывать стыд за зло. Возьмём в качестве примера аналогичные события. Московский князь Иван казнил митрополита всея Руси Филиппа. Литовский князь Свидригайла казнил митрополита всея Руси Герасима. Казнь Филиппа представляет для русских моральную проблему, она вызывает у них моральный дискомфорт, она заставляет их чувствовать стыд. Для наследников Литвы - белорусов и украинцев - казнь Герасима никакой моральной проблемы не представляет. Попробуйте вызвать у них в связи с ней чувство дискомфорта или стыда - они просто не поймут, о чём идёт речь. И так во всём. Любой запорожский гетман по кровавости - Иван Грозный. Ни один украинец никогда не испытывал по этому поводу никакого чувства морального дискомфорта или стыда.

Наличие высокого ариохристианского понятия совести - один из основных признаков принадлежности к русскому миру. Более того, по сути это один из основных признаков принадлежности к человеческому миру, потому что лишённые его миры - например, еврейский или украинский, - являются с моральной точки зрения скорее обезьяньими. У кого-то, конечно, может возникнуть вопрос - а хорошо ли то, что у русских есть совесть, а у их врагов нет, ведь она делает русских уязвимыми? На этот вопрос каждый должен ответить сам. Я, со своей стороны, считаю, что совесть - это хорошее качество, только не надо позволять врагам использовать его нам во вред. Когда евреи или украинцы в очередной раз заявят нам: «Вы, русские, нравственно несовершенные люди и поэтому не имеете права на жизнь», мы ответим им: «Да, мы нравственно несовершенные люди. Но не обезьянам нас судить».

страны и народы, Русь, история

Previous post Next post
Up