Какулдар
Согласно более позднему варианту этого же предания, зафиксированному в одной рукописи
ХVIII в. на узбекском языке [ал-Устурлаби], Саман-худат имел также прозвище «Кaкулдaр»,
что в переводе с фарси означает «Обладатель косы» (кaкул). Так в средние века называлась
прическа, в которой волосы на голове мужчины зачесывались назад, заплетались в косу,
перетянутую у затылка небольшой лентой и ниспадающую вниз за спину. В древности такая
прическа была характерна для хуннов, а в эпоху раннего средневековья, главным образом, для
тюрков [Вайнштейн, Крюков, 1966, c. 179], о чем свидетельствуют данные китайских
источников [Бичурин, т. 1, с. 167; т.2, с. 254] и многочисленные памятники изобразительного
[Альбаум, 1960,, c. 137, фиг. 11; Альбаум, 1975, с. 30, 31; Esin, 1970, fig. 9a, 9b, 10; Rahmonov,
2001, p. 38, 45; fig. 2, 6, 9], эпиграфического [Кубарев, 2001, с. 103; Tashbayeva, 2001, p. 194 -
195; Помаскина, 1970, с. 435] и скульптурного искусства. Люди с волосами, заплетенными в
косу упоминаются в гадательных надписях на черепашьих щитках и костях животных эпохи Инь
(ХIII - ХII вв. до н.э.) в отношении «варваров» иноплеменников жун, живущих на западе
[Крюков, 1970, с. 37]. Предполагается, что племена жун, так же как ди, дин-лин и рунг-ди, были
тюрко-язычными [Ходжаев, 2004, c. 16 - 22]. Еще в ХIХ в. у калмыков мужчины носили косы,
которые назывались kahkül, kekil или kökül [Радлов, т. 1, с. 1061, 1065; т. 2, с. 1224], а у
мальчиков на маковке головы оставляли не обритым клочок волос, который назывался айдар
[Радлов, т. 1, с. 50].
По закону Чингисхана "Ясу", выработанному, как это было говорено выше, культурными среднеазиатскими христианами несторианской секты, а не дикими монголами, - волосы должны быть сбриты, а на макушке оставлена одна только косичка. Высокопоставленным личностям дозволялось носить бороду, а остальные должны сбривать ее, оставляя одни усы.
http://evgrsaveliev.narod.ru/history_1/history_1_11.html