Армяне и азербайджанцы.

Mar 04, 2014 23:31

Оригинал взят у kommari в post
В 1983 году в Советском Азербайджане была издана книга - сборник рассказов писателя Джалил Гусейнкули оглы Мамедкулизаде (азербайджанский журналист, просветитель и писатель-сатирик).

В рассказе «Бородатый ребенок» между азербайджанцем Уста-Зейналом (мастер Зейнал) и его подмастерьем Курбаном, также азербайджанцем, ремонтирующими квартиру у армянина Мугдуси-Акопа, происходит следующий диалог:

- Мастер, кажется, наш хозяин хороший человек?

- Что сказать? Да приведет его Аллах на истинный путь. Человек он хороший, - отвечал Уста-Зейнал. - А что толку?

- Мастер, я одного не понимаю. Неужели армяне не видят такой ясной, очевидной вещи? Почему они не принимают ислам?

Уста-Зейнал уже начал замазывать потолок.

- Это тайна, Курбан. Такие вещи нельзя объяснить. Это ведомо одному Аллаху. Допустим на минуту, что все армяне переменили веру и стали мусульманами. Зачем тогда Аллаху было создавать ад и кого бы он туда посылал? На все имеются непостижимые причины. А то армяне отлично знают, что наша вера лучше их веры. Всемогущий Аллах...

- Прости, мастер, что я перебиваю тебя. Ну, пусть не переходят в нашу веру, но как им не противно есть свинину?

Уста-Зейнал положил лопату на доски и, набивая трубку, задумчиво ответил:

- Мне кажется, армяне отлично разбираются в том, что свинина никакого вкуса не имеет. Но из упрямства не хотят отказаться от нее. Что им, несчастным, делать? Человеческая пища - человеку, а такая - им. К тому же все это предопределено Аллахом...

Курбан поднялся по лестнице за бадьей.

- Да! - сказал он. - То-то будет зрелище, когда они пойдут по волосинке над огненной бездной.

- Знаешь что, Курбан? - начал Уста-Зейнал, попыхивая трубкой. - Все дело в том, чтобы найти истинный путь. Если человек нашел истинный путь, если Аллах, создатель миров...

В это время в зал вошел Мугдуси-Акоп и молча уставился на мастера.

- Хозяин, - обратился к нему Уста-Зейнал, - заклинаю тебя Евангелием, скажи на милость, какой вы находите вкус в этой дряни, что едите ее?

Мугдуси-Акоп вышел из себя и закричал, потрясая руками:

- Послушай, скажи на милость, тебя для проповедей сюда позвали, что ли?

- Хозяин, голубчик, чего ты сердишься? Я спросил просто так.

Мугдуси-Акоп промолчал.

И далее Уста-Зейнал говорит Курбану:

- Курбан, теперь ты раскусил этих армян? Им хоть тысячу раз клянись пророком и имамом, ни за что тебе не поверят. Сказать бы этому гяуру: какая тут работа...

- Мастер, - отвечал Курбан, - если человек отвернулся от Аллаха, стал безбожником и ни во что не верит, его трудно в чем-либо убедить.

И еще дальше, когда Курбан принес воду, мастер Зейнал бросает работу, говоря:

- Курбан, да поразит тебя Аллах! Ты принес воду в кувшине армянина и все осквернил. Проклятие Аллаха на твою голову!

Курбан смущенно смотрел на мастера и молчал. Уста-Зейнал, поморщившись, дважды плюнул на пол, потом в лицо Курбану и, выйдя во двор присел у арыка мыть руки. Вернувшись, он велел Курбану собрать инструмент, сгреб с подоконника свое платье и, еще раз плюнув в лицо Курбану, вышел. Смущенно Курбан взял хурджин с инструментом и, опустив голову, побрел за ним.

...Жена Уста-Зейнала до вечера была занята тем, что стирала и сушила белье мужа, который сидел в комнате голышом и ждал, когда просохнет одежда, чтобы пойти в баню и смыть с себя скверну.

Интересно, что в прежних изданиях этой книги в Баку (1932 и 1966 гг.) и Москве (1940 и 1959 гг.) эти одиозные места были опущены.

Когда в 1988 году начинался карабахский мятеж, армяне передали эту книгу (она была запланирована к переизданию и в 1989 году) представителям Москвы, которые передали ее Горбачеву - и он зачитывал отрывки ее на Политбюро.

Почему-то вспомнил эту историю. К вопросу о языках и культуре.

ислам, страны и народы, Кавказ, этнография, религия

Previous post Next post
Up