Русин (др.-русск. рѹсинъ) - единственное число мужского рода (женский род обычно русьска) от этнонима русь. Изначально множественным числом было либо русь, либо русьскыи, однако предположительно уже в XVII веке возникает этимологически неверная форма русины, которая и закрепилась в современных славянских языках.
В Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой в XIV-XVIII веках обозначало православного жителя, говорящего на одном из восточнославянских диалектов в противовес полякам-католикам.
В Северо-Восточной Руси и Московском государстве слово русин употреблялось как эндоэтноним вплоть до XVIII века, когда было вытеснено сначала искусственным росс или россиянин, а впоследствии субстантивированным прилагательным русский
С XIX века слово стало обозначать преимущественно жителей Западной Украины под властью Австро-Венгрии.
https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD Уже в 1112 году, Ярослав Владимирович, князь новгородский, в грамоте немецким послам, от лица всех новгородцев, устанавливает правила взаимоотношения немецких Варягов и Русских людей: "Оже емати скотъ
Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое".
В 1223 году, Смоленский князь Мстислав Давыдович, заключая договор с немцами, своих подданных смолян, называет Русинами: "Русину не звати Латина на поле бится у Русской земли".
Немцы, описывая события предшествующие битве на Чудском озере 1242 года, в своей Ливонской хронике,
псковичан называют Руссенами(Ru?en) и суздальцев, идущих на помощь из "большого и широкого" города на Руси, Суздаля, называют так же Руссенами.
В Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку о татарских зверствах в Курской и Воронежской волости под 1263 годом: "И начаша бесурмене вязати головы боярскые к тороко(м), а рукы вкладоша в судно, вставиша на сани Чернысе Русину и поидоша от Ворогла..".
В 1300 году, шведы, описывая свою битву с новгородцами при Ландскорне, называют их в своей Саге русинами(rytzane).
Летописная повесть о Куликовской битве, москвичей называет Русинами: "И падал труп на труп, падало тела татарское на тело христианское; то там, то здесь можно было видеть, как Русин за татарином гнался, а татарин преследовал Русина."
Сын Ивана Грозного, Иван Иванович, подписывается фразой: "многогрешный Иван, от племени варяжскаго, родом Русин."
"Сказание сиречь история о начале царства Казанского и о бранех и о победах великих князей Московских", так же именует москвичей Русинами: " ..идеже несть Рускихъ людеи-и Божіимъ бреженіемъ не уби древемъ темъ великимъ ни единого же Русина.."
Афанасий Никитин (1466-1472 гг.), тверичанин, при встрече с бесерменским ханом, называет себя Русином: "А в том Чюнере хан у меня взял жеребца, а увидел, что язь не бесерменин, Русин.."
Архангелогородский летописец, сообщает о туляках: "..то много у него били олексинцы, полону мало, а згорело мало. И Русин запроси живота себе".
В Житии Стефана Пермского (15 век), находим: "Сии преподобныи отец нашь Стефан бе убо родом Русин, от языка словеньска, от страны полунощныя, глаголемыя Двиньскиа, от града, нарицаемаго Устьюга..".
Устьюжская летопись:
(1438 р.) Прииде царь Махмет на Белеву ратью в мале силе, а князь великии послал воевод своих многих…И царь пришед и силу великого князя прибил, а стражи руския не видели. А Григорей Протасьев наперед всех прибежал, а тотаровя секучи погнаша и убили руси добре много, а тотаровя все целы.
ПОВЕСТЬ ОБ ОСЛЕПЛЕНИИ ВАСИЛИЯ
IIКнязю же Дмитрею Шемякѣ[3] вложи дьавол в мысль хотѣти великого княжениа, и начат посылати ко князю Ивану Можайскому с тѣмъ, что, рекши, царь на том отпустил великого князя, а он ко царю целовал, что «царю сѣдѣти на Москвѣ и на всѣх градѣх русских, и на наших отчинахъ, а самъ хочеть сѣсти на Тфери».
И пригонилъ къ нимъ туто Дмитрей Ондрѣевъ, что уже князь великий пошол с Вологды къ Бѣлуозеру, да оттоле и къ Твири. Они же оттоле поидоша вси вмѣстѣ со многими людьми. Пришедшимь же имъ в Елну, и срѣтошась с ними татарове, и начаша межи собѣ стрѣлятися. По сем же татарове начаша руси кликати: «Вы хто есть?» Они же отвещаша: «Москвичи, а идемъ со княземъ с Васильемъ Ярославичемъ искати своего государя великого князя Василья Васильевича, сказывають его выпущена. А вы кто есте?» Татарове же рекоша: «А мы пришли из черкас съ двѣма царевичи Махметевыми дѣтми, и с Касымом да съ Ягупомъ»
Рукописи Посольского приказа 1581:
«А жити бъ Русскимъ людем въ Аглинской земле Агличаниномъ на Руси по земскому суду..А торгувати бъ Рускимъ и Аглинским людемъ своими товары. И иноземцом бы съ Руси въ Аглинскую землю на торговлю..»
«держать на томъ дворе одного дворника Русина. Или своего Немчина, а иных людей руских не держать никово»