АРИАДНА НА НАКСОСЕ В ЗАЛЕ ЧАЙКОВСКОГО

Feb 05, 2017 01:15

Впервые слушал эту оперу Рихарда Штрауса. Вернее, лет 25 назад пытался смотреть ее по ТВ в постановке Метрополитен опера, и знающие люди восхищались, но мне тогда не очень зашло, то ли по молодости, то ли по незнанию сюжета. А сюжет в этой опере очень и очень своеобразный. Все началось с комедии Мольера "Мещанин во дворянстве", там в какой-то момент Журден по необразованности своей заказывает к представлению одновременно серьезную оперу и комедию масок, и вот это-то действо Штраус и превратил в небольшую оперу, которая должна была исполняться в рамках комедии Мольера. Однако в таком виде "Ариадна" успеха не умела, спектакль получался чрезмерно длинным и дорогостоящим , и композитора уговорили сделать новую редакцию. На сей раз решили обойтись вообще без Мольера, Гуго фон Гофмансталь сочинил текст к небольшому прологу, в котором действие происходит при дворе чванливого венского вельможи XVIII века, артисты, композитор, его учитель, танцмейстер, слуги и лакеи готовятся к представлению новой трагической оперы "Ариадна", потом выясняется, что после нее состоится комическое представление (к ужасу юного композитора и его учителя), а затем артисты получают абсурдный приказ в целях экономии времени исполнить оба действа одновременно. Вот это вот своеобразное представление мы и слышим далее. В музыке Рихарда Штрауса, как всегда, множество восхитительных моментов, красивейших мелодий и пикантных гармоний, присутствует и пародийное начало, цитаты и самоцитаты, и всё это очаровательно перемешано между собой . Прекрасно выступили все исполнители. ГАСО им. Светланова замечательно звучал под чуткой палочкой Владимира Юровского, дирижёр и музыканты, как показалось, просто купались в этой музыке. Мелани Динер замечательно спела Ариадну, слушать ее было одно наслаждение, Сесилия Холл прекрасно исполнила партию юного композитора , Ульяна Алексюк в партии балерины Цербинетты тоже оставила очень хорошее впечатление. Тенор Сергей Скороходов кашлял и явно боролся с простудой, но партию спел достойно, даже с высоты третьего яруса прозвучал ярко. Отдельным подарком стало появление легендарного ветерана оперы сэра Томаса Аллена в небольшой партии учителя музыки, это было во всех отношениях превосходное, мастерское исполнение, очень украсившее вечер (жаль лишь , что роль небольшая). Максим Михайлов с точным юмором сыграл разговорную роль самоуверенного дворецкого. И все остальные исполнители также несомненно заслуживают похвалы вне зависимости от величины роли. Словом, вечер удался, и публика, как мне показадось, разошлась в хорошем настроении.
Previous post Next post
Up