Готовясь к новому путешествию в Италию, читаю трэвел-форумы, и то и дело встречаю утверждения типа: "Пиза - город одной башни", " В Пизе делать нечего", "Пиза ужасно скучна, соседняя Лукка куда интереснее". Такие утверждения меня глубоко оскорбляют: Пиза прекрасный город с богатейшим культурным наследием. Да, конечно, при выходе с вокзала невольно испытываешь некоторое разочарование : вокруг много современных безличных домов. Дело в том, что Пизу здорово побомбили во время Второй мировой войны. Но ведь есть не только знаменитая башня, поразителен и грандиозен весь ансамбль Пьяццы деи Мираколи, что в переводе означает "Поле чудес" : собор, баптистерий, удивительное кладбище Кампосанто, бесценные фрески которого тоже почти погибли во время войны. А ещё в городе есть чудесная Пьяцца деи Кавальери, и масса замечательных церквей, многие из которых построены в том же пизанском (или романо-пизанском) стиле. Недалеко от Пизы находится древняя Лукка, окружённая кольцом мощных стен. Дело было в январе 2013 года , и в Лукку я попал из Пизы вечером, гулял там в темноте и полном безлюдии, было таинственно и страшновато, понравилось ужасно. Многим Лукка нравится больше Пизы, признаюсь, что и мне тоже, но нельзя не заметить под каким влиянием знаменитой соседки (и врага) она строилась: все храмы в том же романо-пизанском стиле, утрированном здесь до невозможности, почти до гротеска. Пиза была богатейшим морским городом - государством и грозным соперником Флоренции, закат ее был обусловлен роковым отступлением линии моря. Княжество Лукка ещё в XVII веке было самостоятельным государством. Сегодня это небольшие провинциальные города Тосканы, куда туристы выезжают на несколько часов из Флоренции. Пиза гордится старейшим университетом, в котором учился и преподавал её уроженец Галилей. Лукка гордится своим уроженцем и преданным гражданином Пуччини. А я счастлив, что мне почти три года назад в январе довелось побывать и там, и там , и огорчён, что столь много там не успел увидеть...
Маленькая готическая церквушка Санта- Мария делла Спина (XIV век) стоит на набережной реки Арно, в ней хранится частица тернового венца Иисуса Христа
Церквушка раньше находилась на другом месте и постоянно подтоплялась водами реки Арно, и в 1871 году её по частям перенесли на более высокое место
Церковь, к сожалению, почти всегда закрыта
Пьяцца деи Мираколи , или Поле чудес
Фасад кафедрального собора (архитектор Раинальдо, вторая половина XIII века)
Грандиозные мозаики в соборе
Интерьеры кафедрального собора
Собор, вид из баптистерия
Поле чудес
Кафедра баптистерия (крестильни). Автор - выдающийся скульптор Николо Пизано (XIII век )
Фасад собора -вид из баптистерия
Детали фасада
Соборная кафедра , автор Джованни Пизано (сын Николо), XIV век
Статуя математика Фибоначчи, открывателя т.н. "чисел Фибоначчи", на монументальном кладбище
Монументальное кладбище, Кампосанто, построено в XIII веке (архитектор Джованни де Симоне)
Кампосанто очень сильно пострадало во время войны. От попадания бомбы загорелась крыша, и свинец, расплавившись в огне пожара, стекал по фрескам на стенах, которыми испокон веков славилось это кладбище. Пожар долго не удавалось потушить.Часть фресок сохранилась, в том числе "Триумф смерти" неизвестного пизанского мастера. Фрески производят большое впечатление, но снимать там, к сожалению, невозможно, при малейшем подозрении на доставание фотокамеры раздаётся жуткий звуковой сигнал.
Красивый саркофаг XIX века
Баптистерий, или крестильня (архитектор Диотисальви)
Знаменитая башня начата строительством в 1174 году, архитекторы Боннано Пизано и Гульельмо. Наклоняться башня начала практически сразу. Однако строительство продолжалось и завершилось в 1350 году.
Высота башни 56, 705 м, наклон башни составляет 4, 31 м
В течение многих столетий башню пытались спасти, в XX веке даже предлагалось её полностью разобрать и возвести заново. К счастью этого удалось избежать: больше она не падает. Но, поднимаясь на неё, испытываешь довольно странные ощущения:) Ещё требуется сдать любые сумки в камеру хранения.
Тосканская идиллия
Пьяцца деи Кавальери и памятник Козимо I Медичи, при нем в 1565-69 годах сформировался нынешний облик площади в стиле ренессанс . В перестройке площади принимал участие Джорджо Вазари.
Палаццо делль `Оролоджио
Палаццо деи Кавальери
Цековь Сан Микеле ин Борго (XIV век)
Набережная Арно
Церковь Сан Паоло а рипа д`Арно, одна из самых древних в Пизе
А это уже вечерняя Лукка, собор Сан Мартино, 11 век, извиняюсь за качество изображений, было темно, а у меня мыльница
Церковь Сан Христофоро в Лукке построена пизанским мастером Диотисальви (строителем баптистерия в Пизе) не позднее 1053 года
Церковь Сан Христофоро в Лукке
Дом в Лукке
Лукка, церковь Сан Микеле ин Форо, 11-14 век
Сан Микеле ин Форо, детали фасада
Доска на доме 15 века, где родился Пуччини
Памятник Пуччини
Улицы Лукки после заката