Калмыкия, весна 2019-го

Dec 22, 2023 18:02




Или попытка найти общую тему у нескольких кучек картинок :) Много букв про историю оставлю за кадром, Интернет интересующемуся в помощь.
Калмыки - потомки монголов, переселившиеся на территорию нынешней Калмыкии после распада империи Чингисхана. Китайцы выдворили завоевателей обратно за Великую стену, среди монгольских племен нового Чингисхана не было, но ханства поменьше размером (и амбициями все же образовывались :))) Западные монголы-ойраты, жившие в степях Западного Алтая (гм. Привет, Селенгинский район Бурятии и дальше за горизонт :))) собрались в Джунгарское ханство, часть племен результатом осталась недовольна и откочевала в сторону нынешнего Казахстана и дальше, осев в результате в степях нынешней Калмыкии. В составе Российской империи Калмыцкое ханство было создано в середине 17 века.
Дальнейшую историю пропускаю, мне нужен только кусок "почему они монголы" :). В 2008м Федор Конюхов в поисках "куда б еще в экспедицию сходить" выбрал маршрут из Монголии в Калмыкию на "по Великому Шелковому пути как в древности", то бишь на верблюдах. В качестве сопровождающих в том числе, взял в экспедицию "последних кочевников Европы", местных калмыков. После окончания экспедиции в Калмыкии завелись притопавшие из Монголии верблюды (раньше тут верблюдоводство отсутствовало как факт :))) и очередной виток "калмыки - это кочевники, монголы" ну и прочая. Нет, про исторические корни тут раньше не забывали, но в советское время республика обходилась например, одним на все историко-этнографическим музеем, а всякие этно-парки, этно-музеи стали заводиться уже во время "после-Конюхова" :) в конце 2000х. Опять же, туристы потянулись в республику в том числе и на волне интереса, куда ж это Конюхова занесло-то.



Музей кочевых народов, он же Музей ойрат-монгольской кочевой культуры создан Юрием Сангаджиевым в 2015 году, находится на пустыре около Сити-Чесс.



Юрий Сангаджиев - один из со-организаторов экспедиции Конюхова по Шелковому пути, учитель географии по образованию, спортсмен, путешественник, чиновник и просто электровеник :)). Увы, покойный, он умер в 2020м. Кроме музея он успел затеять и провести фестиваль кочевой культуры (который кажется, все же не пережил время ковидной чумы :( ).



Музей кочевой культуры - классический "музей всего" :). Две-три-четыре, в зависимости от необходимости монгольские юрты, внутри обстановка и всякие предметы быта современных монголов с вкраплениями всякого разного, типа старых прялок да самоваров :). Интерактивный :) все можно потрогать, костюмы надеть, на инструментах побренчать, на улице из лука пострелять :). Экскурсии водил сам Сангаджиев, рассказывал он интересно, и почти без всякого местного краевредения, а если озвучивал несколько версий события или что-то отличное от общепринятой, то так и говорил. Очень жаль, что он умер, музей скорее всего тоже загнется :( он держался в основном на его энтузиазме.



Юрта внутри - монголы за пределами городов, в степи примерно вот так сейчас и живут. Мебель в основном кровати и всякие комоды, в центре юрты обычно ставят печку. Кухню чаще выносят в отдельную юрту, а в жилой остается уголок "чай попить-еду подогреть".



Во многих семьях сохранились старинные сундуки. В общем, всю обстановку можно быстро и без проблем разобрать на досточки, сложить в кузов грузовика и переехать на новое место.



С лошадиной головой - монгольский национальный инструмент, моринхур он же "палка, палка, два струна". Ехидничаю, но у этой штуки правда всего две струны, играют на нем смычком. Тот, что выше на картинках - не знаю, что это, тоже какая-то народная штука, но кажется уже не монгольская. Может алтайских монголов.



Всякое буддийское. Я ж говорю - музей всего.



Женские головные уборы и украшения



Детали юрты. Одну из музейных разобрали, поедет на Фестиваль тюльпанов.

В Национальном драмтеатре Калмыкии, кстати, есть хороший спектакль о калмыцком эпосе и истории калмыцкого народа, "Песнь о Джангаре и его богатырях" (это мы сходили во время поездки в театр в рамках культурного развития :))).


Эпос.


История (депортация калмыков во время Великой Отечественной)


Совеременность, он же постмодерн :) (нет, к чуме никакого отношения не имеет, не было ее еще. Это изображение в постановке "потери национальных корней" и прочая)


А еще там были просто шикарные кони :)))



От кочевников музейных перейдем к кочевникам реальным. В начале 2010х власти Калмыкии стали приглашать к себе монгольских скотоводов - разводить монгольских двугорбых верблюдов и местную породу лошадей. Сейчас в республике фермерствуют несколько монгольских семей. В общем-то это все те же пастушьи хутора, только не из домов, а из юрт :)



Взрослые живут в них круглогодично, детей на время учебы отправляют в город. Юрты уже не кочевые в полном смысле слова, с места на место их не переносят. Вода как и везде в республике питьевая привозная, электричество - из генератора и солнечных батарей. Есть спутниковые тарелки для телевизора.



Внутри выглядят так же как и музейные, только эти жилые :)))



Семейный уголок.



В общем-то юрта - это такая однокомнатная квартира-студия :)))



Готовят в основном на газу, на баллонах, печка - это для обогрева.



Вентиляция - в центре крыши



Материалы, из которых делается юрта, понятное дело уже современные, не шкуры с войлоком. Внешний тент из плотного непромокаемого материала, внутри дополнительно для защиты от ветра ковры на стенах. Всякий декор для юрт тоже давно изготавливается промышленно :))



Плохо видно, что за дверью, но там то, что у нас в деревнях называют сени :) Вход в юрту через тамбур-кладовку.

На этом конкретном хуторе разводят верблюдов. Мясо, шерсть, молоко, грузоперевозки по степи :)))





Монгольские верблюды _огромные_. Их размер для меня был честно говоря, неожиданностью - верблюд конечно не самое редкое животное на территории нашей необъятной, но те, с которыми приходилось встречатся, ощутимо меньше.



Нет, не плевались :) Они практически неприрученные, от незнакомых людей отходили.



Фотограф в естественной среде обитания :)))



Верблюдиц пасут недалеко от юрт (потому что их доят :)). Верблюжат привязывают на одном месте, а матери далеко от них не уходят.



Хоть чумазые и угвазданные (как всякое зверье вольного выпаса) , но все равно плюшевые ми-ми-ми :)))



Еще одно ми-ми-ми в траве нашли



Водителя нашего тоже скосило, гладил его и фоткался. "Ну чего вы смеетесь, я же городской. Я в деревню только к бабушке летом ездил, а ягнят вообще никогда не видел."



Корабли пустыни в степи.



В остальном - ну обычное деревенское хозяйство



Спортплощадка вот даже есть



Технологии, проверенные временем :))) Заготовка саманных кирпичей для построек.



Вот как-то так :)

Ну и эпизод из рубрики "найдем приключений на ровном месте". В один из дней ездили к бархану, дорога туда степная колея, но к самому бархану надо пешком, потому что плотная степь переходит в рыхлый песок. Водитель наш хотел как лучше, "я еще чуть-чуть проеду, чтобы поближе развернуться". Ну и сел в песок. Газель таки не полный привод, кругом степь, зацепить машину не за что, связи нет, до ближайшего населенного пункта около 50 км по азимуту... Весело в общем.



Часть коллектива отправилась в сторону дороги в поисках сети, чтобы вызвонить кого-нибудь с тягачом, но Господь любит идиотов. Недалеко была чабанская точка, а на ней - верблюд.



Достали, в общем, наш пепелац из бархана :)))



Размеры корабля пустыни и городского транспорта видны на картинке :)))

Странствия, Записки приключенца, Фото, Природа, 08: Калмыкия

Previous post Next post
Up