Траектория Санкино-Алапаевск. Вообще этот район с одной стороны та самая "глухая деревня", хотя на этой части маршрута параллельно с узоколейкой есть нормальная автодорога (хотя и более извилистая, чем ж\д) и кое-куда ходят автобусы. С другой - деревня не очень типичная, поскольку в массе своей это промышленные деревни-поселки, с конца 19 века они ставились как деревни при заводских лесозаготовках (реже - торфодобыче, угольных шахтах и пр.). Демидовский регион, одно слово :)
Следующая остановка - поселок Муратково. В советские времена была одной из узловых станций УЖД, остюда отходили отворотки еще на три лесных поселка (Один из которых - Тобольский :))). Поселок закладывался еще в начале 20 века, как место жительства для лесозаготовителей и углежогов для Алапаевского металлургического завода.
Угольные печи стояли на берегу речки Кыртомки (нет, не здесь :))) дальше за деревней). Автобус сюда не ходит, выезд на "Большую Землю" - поездом, "пионеркой" или двумя\четырьмя колесами по лесовозной грунтовке
В советские времена в поселке жило около двух тысяч человек, сейчас - менее двухсот.
Станция Муратково несколько лет назад перестала быть станцией и стала просто остановочным пунктом (экономия на персонале, ага).
Деревенский магазин (и деревенский калькулятор)
Особенно прекрасен плакат по ОБЖ, да...
На что тут люди живут? Лес, река, подсобное хозяйство, вахтой в Алапаевске или Екатеринбурге, немного рабочих мест в поселке (тот же магазин).
Раньше Кыртомку перекрывали три плотины - для облегчения сплава леса, сейчас лес давно возят по железке, и на месте плотин построили пешеходные мостики, поселок лежит на обоих берегах реки.
Нас приветствует местный абориген :)
Или матом кроет :)))
Абориген собственной персоной
За деревней "визитная карточка" узкоколеек - деревянный ж\д мост. Тот который за Санкино полностью видно не было по причине утонутия :) так посмотрим на этот.
Торчащие из воды железные столбы - ледокольные быки, чтобы весной мост не уплыл вместе со льдом. Этой весной движение поездов прекратилось вплоть до Угольной (спустя неделю после нашего приезда), поскольку высокая вода опасно подмыла опоры моста
Технология постройки и конструкция моста практически не изменились со времен Демидовских заводов.
"Прибытие поезда" :)
Click to view
Внутривагонная жизнь :)
Следующая остановка - экс-станция Чернышевка. Когда-то здесь был небольшой поселок и вокзал, теперь - ничего нет, в том числе и остановки.
Справа видно поворот рельсового полотна - это дорога на поселок Березовка. Собирались эту отворотку разбирать, но пока ветка жива, раз в неделю туда ходит поезд. В поселке живет аж целых 8 человек, в основном пенсионеры. Электричества нет, дороги нет, только лесовозная грунтовка. У всех жителей либо есть квартиры в "цивилизованных" местах, либо им неоднократно предлагали переехать, но - так же как и в Калаче, пожилые люди не хотят покидать свои родные места.
Когда-то это был Чернышевский вокзал.
Природный памятник Нижне-Синячихинское болото переходит в природный памятник Верхне-Синячихинское болото, которое переходит в природный памятник Глубокое болото... Вся ваша Россия - сплошное болото!
На Туре из-за ее размеров видно не было, а вот на Кыртомке - очень даже видно половодье, идущее с этих самых природных памятников торфяной водой.
Обелиск в кустах напоминает о том, что здесь когда-то жили люди
Мужики и "пионерка" :) Из Ельничной в Мураново "к теще".
Мотодрезины здесь не просто средство передвижения, но и заодно - самовыражения :)
Багажное отделение
Ну и ролик про "пионерку" на ходу. Правда монтировался он под мобильное видео, поэтому кадр сильно сплющило, а конвертировать заново мне малость некогда :/
Click to view
А это - рельсы действующей узкоколейной дороги. Да-да, 1896 года выпуска. 120 лет по ним ездат поезда.
Едем дальше