Деньги на ветер: нужны ли России свои атомные авианосцы?

Sep 08, 2019 09:50


Нужны ли современной Российской Федерации собственные авианосцы? Вокруг  этого вопроса в словесных баталиях сломаны тысячи копий, но однозначного  ответа все еще нет. Продолжать ли нашей стране оставаться только  сухопутной державой, или нам уже давно пора становиться и великой  океанской?



Эксперименты с превращением кораблей в морские аэродромы начались  еще в начале прошлого века. Во Второй мировой войне, авианосцами в  составе ВМФ обладали США, Япония и Великобритания. То, что это грозное  оружие, Токио убедительно доказал, разом утопив почти весь американский  флот в Перл-Харборе. За время войны, Соединенные Штаты построили 28  тяжелых авианосцев и свыше сотни легких, став, фактически, новыми  хозяевами морей. Настоящим прорывом стало появление в ВМС США атомных  авианосцев, позволивших Вашингтону проецировать свою военную мощь  практически в любом уголке земного шара.

В СССР внимательно  следили за успехами своего главного идеологического и потенциального  военного противника. Прорабатывался в конце пятидесятых годов проект  собственного ударного авианосца, но он так и остался на бумаге.  Руководство страны сделало ставку на ракеты и АПЛ, считая их наиболее  эффективным средством противодействия. В шестидесятые годы был создан  проект 1143 «противолодочного крейсера с авиационным вооружением», на  котором базировались самолеты с вертикальными взлетом и посадкой, и  вертолеты.



Всего было построено четыре таких «как бы авианосца» -  «Киев», «Минск», «Баку» и «Новороссийск». Дальнейшим развитием этого  проекта и является наш единственный «легкий авианосец», он же ТАВКР  «Адмирал Кузнецов», изначально названный «Ригой». Другой советский  корабль той же серии - «Варяг», теперь служит в ВМС КНР под названием  «Ляонин». Последняя наша надежда - атомный авианосец «Ульяновск», был не  достроен из-за развала Советского Союза и прекращения финансирования, и  оперативно, в 1992 году, пущен на металлолом «реформаторами».

Что у нас есть за душой теперь?

На  Девятом Международном военно-морском салоне, посетители были  ознакомлены с двумя проектами российских атомных авианосцев - «Шторм» и  «Ламантин». «Ламантин», способный нести до 60 самолетов, а также  беспилотники и вертолеты, представляется достаточно удачной разработкой.  «Шторм» - и того лучше: его авиагруппа сможет насчитывать от 70 до 90  летательных аппаратов. Но быть у нас своим полноценным АУГ или нет,  решается в высоких кабинетах. В чем же сомнения?

Противники строительства отечественных атомных авианосцев приводят следующие аргументы:

Россия - великая сухопутная держава, для ее защиты достаточно иметь сильную армию, но не дорогостоящий флот.

Россия - мирная страна, ее военная доктрина чисто оборонительная, а авианосцы - это «оружие агрессора».

Авианосцы и группы сопровождения к ним долго и дорого строить.

Авианосец  - очень хорошая цель, поэтому их легко утопить. Авианосцы не нужны,  поскольку, в случае войны, все будут решать ядерные ракеты.

Не претендуя на истину в последней инстанции, все же хотелось бы возразить:

Во-первых,  современная Российская Федерация идеологически не является наследницей  СССР. Сегодня у нас капитализм, и в его рамках власть проводит  достаточно активную экспансионистскую политику.  Сегодня российские солдаты и военспецы присутствуют и в Сирии, и в  Африке, и в Латинской Америке, где крупный бизнес имеет свои интересы.  Имей мы возможность отправить пару полновесных АУГ к берегам САР или  Венесуэлы, и разговор с американцами был бы совсем иным.

Фактически,  мы такая же «акула капитализма», как и вчерашний идеологический  противник в лице США, только калибром поменьше. Доктрина у нас  оборонительная, но капитализм агрессивен и требует непрерывного  расширения, по своей сути. А значит, надо соответствовать, накачивая и  военные мускулы, получив возможность проецировать силу далеко за  рубежом.

Во-вторых, довод про то, что авианосец - это  такая большая и удобная цель, довольно противоречивый. Дело в том, что  сами по себе они не плавают, их сопровождает целая АУГ для охранения.  Что до бесполезности авианосцев в противостоянии с США, то и тут все не  вполне однозначно. Конечно, в случае «последней войны», мы с США  обменяемся ракетными ядерными ударами, и авианосец тут будет  непринципиальным.

Но кто сказал, что такой размен ударами МБР  вообще произойдет? С теми же американцами мы ведем опосредованную борьбу  на чужой территории: Украина, Сирия, Венесуэла… Для участия в таких  региональных конфликтах далеко за морем, пара авианосных ударных групп  очень бы пригодилась.

В-третьих, довольно странно слышать  аргумент об излишней дороговизне строительства флота. Деньги в стране  есть, хоть нам и советуют держаться, вопрос лишь в том, как и на что они  тратятся. Чемпионат мира по футболу обошелся бюджету в 13,2 миллиарда  долларов. Дело хорошее, посмотрели, порадовались несколько недель, но  все быстро закончилось. Олимпиада в Сочи стоила стране и вовсе 51  миллиард долларов.

Извините, но это стоимость не одной  полноценной АУГ. Строительство военного флота - это не просто накачка  мускулов, это, прежде всего, развитие собственной высокотехнологичной  промышленности. Это создание больших верфей под авианосцы, закупка  современного оборудования, загрузка заказами тысяч смежных предприятий.  Все это приводит к появлению новых рабочих мест, появляется спрос на  обучение техническим специальностям.

Деньги на ветер - это про развлечения, миллиарды на боевой флот - это инвестиции в собственную экономику и национальную безопасность, повышение авторитета страны на международной арене.

Автор: Сергей Маржецкий

Статья на «Репортере» https://topcor.ru/10933-dengi-na-veter-nuzhny-li-rossii-svoi-atomnye-avianoscy.html

Мой канал: http://narodedin.com/post/dengi-na-veter--nuzhny-li-rossii-svoi-atomnye-avianoscy-15/

Россия, авианосец Ламантин, ВМФ РФ, авианосец Шторм, АУГ, авианосцы

Previous post Next post
Up