Что, если Китай «кинет» Россию с лайнером CR929?

Sep 01, 2019 11:19


На авиасалоне МАКС-2019 у его посетителей была возможность побывать  внутри фюзеляжа совместного российско-китайского самолета CR929. Продукт  кооперации двух стран призван разрушить сложившуюся дуополию «Боинга» и  «Аэрбаса». По силам ли это сделать CR929, и с чем останется Россия,  если ее пути с КНР в конечном итоге разойдутся?



CR929 - это перспективный дальнемагистральный лайнер, модификации  которого способны будут перевозить от 230 до 320 пассажиров. В свое  время технологиями изготовления широкофюзеляжных лайнеров обладали  только СССР, США и Франция. Теперь зайти в эту специфическую нишу  планирует КНР, используя оставшийся российских опыт и компетенцию.

Сама  аббревиатура проекта говорит о том, что Китай является в нем старшим  партнером, а РФ - младшим. На долю нашей страны придется разработка и  создание крыльев, Пекин же займется производством фюзеляжа и  окончательной сборкой, которая будет осуществляться в Шанхае. На  начальном этапе лайнер полетит на американских или британских  двигателях, впоследствии они могут быть заменены на разрабатываемые в  настоящее время отечественные ПД-35. При этом финансовое бремя,  оцениваемое в 20 миллиардов долларов, делится между сторонами поровну.

Для  современной Российской Федерации участие в проекте считается хорошим  шансом войти в высшую лигу авиастроения. Однако уже сейчас в  российско-китайском небе не все так уж и безоблачно.



Во-первых,  есть вопросы по комплектующим для широкофюзеляжного самолета. Россия  находится под все ужесточающимися санкциями, а Китай - в состоянии  торговой войны с США. Изначально проект CR929 строился на основе широкой  международной кооперации, но теперь могут возникнуть проблемы с  поставками комплектующих из Соединенных Штатов и союзных им стран.

Прежде  всего, это может коснуться американских и британских авиадвигателей.  Напомним, что ПД-35 пока находится на стадии разработки. Поэтому уже  сейчас есть вопросы по точным срокам первого полета российско-китайского  лайнера.

Во-вторых, не лучшим образом против России  может сыграть то, что она в проекте на правах младшего партнера. Для  нашей страны весь смысл участия в нем состоит в том, чтобы получить  равный доступ к перспективному китайскому и азиатскому рынкам, в целом.  Подсчитано, что в самолетах подобного класса потребности КНР оцениваются  в объеме 1200 штук, для сравнения, России - от 50 до 120. Так, CR929  мог бы стать первым по-настоящему коммерчески успешным проектом  отечественного авиапрома.

Но и здесь не все гладко. В прошлом  году в российских СМИ прошла информация о том, что стороны не могут  между собой договориться о том, кто будет держателем сертификата на  лайнер. Больше того, сообщалось, что якобы китайская госкорпорация COMAC  предложила России разделить продажи. То есть, китайцы продают CR929  сами на своем рынке, а наша страна - у себя и на международном рынке,  где, судя по примеру «Суперджета», мы в этом не блещем.

Впрочем,  впоследствии «ОАК» эту информацию дезавуировала, якобы ничего такого  китайцы и не помышляли предложить, с чего бы вдруг. Но осадочек, как  говорится, остался. Документация на лайнер - это хорошо, крылья - тоже,  но это, пожалуй, все, что будет на руках, если КНР вдруг решит пойти  далее своим путем. Крылья они и сами сделают, если понадобится, даже  запретить поставки им авиадвигателей мы не можем, поскольку у нас ПД-35  банально нет в наличии. Кстати, а сами китайцы уже и в «Мотор Сич»  зашли.

Что Россия будет делать, если Пекин перестанет нуждаться в ее услугах?

Автор: Сергей Маржецкий

Статья на "Репортере" https://topcor.ru/10848-chto-esli-kitaj-kinet-rossiju-s-lajnerom-cr929-.html

Мой канал: http://narodedin.com/post/chto-esli-kitaj-kinet-rossiju-s-lajnerom-cr929/

Россия, cr929, comac, Китай, широкофюзеляжный лайнер, ПД-35

Previous post Next post
Up