На проходящем в Подмосковье авиасалоне МАКС главным медийным событием стал визит турецкого президента. Реджеп Эрдоган покушал мороженое и приценился к российским боевым самолетам. На его вопрос о возможности приобретения Анкарой истребителя пятого поколения Су-57 его российский коллега Владимир Путин ответил утвердительно. Станет ли это хорошей сделкой для России, попробуем разобраться.
Будучи второй по силе после США страной в НАТО, Турция очень серьезно зависит от «гегемона» и ЕС в военно-технической сфере. Анкара всячески старается получить доступ к высоким технологиям, участвуя в процессе кооперации с ведущими державами. Компании Turkish Aerospace Industries (TAI) даже удалось получить американскую лицензию на производство F-16. Пыталась Турция зайти и в проект создания суперсовременного F-35: доля комплектующих ее производства в истребителе пятого поколения достигает 6%. Однако после покупки российских С-400 Вашингтон решил наказать Анкару, выбросив ее из проекта. Передача сотни самолетов Турции была заблокирована. Отсюда и неожиданный интерес президента Эрдогана к российским военным самолетам.
Что же он готов прикупить?
Су-57, безусловно, является самым главным объектом внимания Турции. Истребителями пятого поколения обладают только две страны в мире, США и Россия. Коли Соединенные Штаты отвернулись от Анкары, то и она отвернулась от США к Москве. Но кроме Су-57, интерес для турецких ВВС могут представлять и Су-35. Эти самолеты поколения 4++ являются настоящими «рабочими лошадками», оптимальными по соотношению цена-качества для понимающего покупателя.
Возможная сделка по продаже туркам российских самолетов имеет и положительные, и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести все углубляющийся раскол внутри НАТО. Если так и дальше будет продолжаться, то вторая по мощи армия в альянсе уже не будет плясать покорно под дудку Вашингтона. Углубленное военно-техническое сотрудничество с Москвой объективно будет способствовать большей лояльности со стороны Анкары, хотя лишних иллюзий на этот счет тоже иметь не стоит.
К явным минусам относится тот факт, что Турция и не помышляет о выходе из НАТО. То есть, С-400, Су-35 и Су-57 встанут на вооружении нашего противника по Североатлантическому альянсу. Продажа столь мощных и современных видов оружия - всегда шаг политический, свидетельствующий о дружественных отношениях между странами. О Турции, пока она в составе НАТО, сказать такого нельзя. Не забудем, что всего несколько лет назад турки запросто сбили наш Су-24, погибли российские военнослужащие.
Кроме того, если сомнения в экономической выгоде подобной сделки. Даже С-400 Анкара купила явно с дисконтом, наличными было оплачено не более половины суммы, остальное - в кредит.
Экономика Турции находится в плачевном состоянии, курс лиры продолжает падать. Если продажа пойдет, как это сейчас модно, в национальных валютах, то Россия явно не будет в особом выигрыше от продажи партии самых современных истребителей.
Судя по всему, все указанные риски подтолкнули Москву предложить Анкаре компромиссный вариант. Как известно, Турция пытается разрабатывать собственный истребитель пятого поколения под названием TF-X (Turkish Fighter X). Из-за отсутствия опыта, турецкая сторона готова сотрудничать и с американцами, и с британцами, и со шведами, и с итальянцами, и даже с южнокорейцами в использовании передовых технологий.
Самым сложным является вопрос создания реактивного двигателя. Турки возлагали надежды на General Electric, но на этом явно тоже будет поставлен крест. Дмитрий Шугаев, представитель Федеральной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, заявил о готовности помочь Анкаре с двигателем для ее TF-X и средствами РЭБ. Что ж, это вполне вменяемая альтернатива передаче туркам Су-57, которая плотнее привяжет их к российскому ВПК.
Автор:
Сергей Маржецкий Статья на "Репортере"
https://topcor.ru/10814-su-57-dlja-turcii-ne-sovershit-li-rossija-oshibku.html Мой канал:
http://narodedin.com/post/su-57-dlja-turcii--ne-sovershit-li-rossija-oshibku/