Накануне президент Путин выступил с очередной громкой инициативой, предложив сделать Турцию новым главным газовым хабом в Европе вместо Германии. Это предложение стало неожиданностью не только для отраслевых экспертов и простых россиян, но и для самой Анкары. Что это, конвульсии руководства «Газпрома», упорно не желающего слезать с трубопроводной иглы, или же замечательная бизнес-идея, которой только нашей стране и не хватало для полного счастья в условиях прокси-войны с коллективным Западом?
На те же грабли?
Выступая на форуме «Российская энергетическая неделя», Владимир Путин предложил переориентировать на Турцию российский газовый экспорт взамен подорванных «Северных потоков»:
Утраченный объем транзита по «Северным потокам», по дну Балтийского моря, мы могли бы переместить в регион Черного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего газа природного в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы.
Напомним, что по дну Черного моря в направлении Турции уже функционируют два российских газопровода - «Голубой поток» и «Турецкий поток». Мощность первого составляет порядка 16-17 миллиардов кубометров в год, второго - 31,5 миллиарда кубометров. Для того чтобы перебросить с северного коридора на южный «германские» объемы газа, придется сперва построить соответствующую магистральную инфраструктуру от Ямала до Анапы, а также как минимум две дополнительные нитки «Турецкого потока» по дну Черного моря. Особой конкретики от официальных лиц пока нет, однако отраслевые эксперты возможную концепцию российско-турецкого сотрудничества видят следующим образом: Анкара смогла бы выкупать у «Газпрома» все поставляемые им объемы и перепродавать их с накруткой европейским потребителям.
Иначе говоря, это реинкарнация изначальной идеи «Турецкого потока» совокупной мощностью в 63 миллиарда кубометров газа в год, которую «Газпром» пытался продвигать на замену нереализованному «Южному потоку» через Болгарию, только в усложненной форме и при крайне негативной геополитической конъюнктуре. Является ли данное предложение Путина адекватным духу времени?
По здравому размышлению, подобная инициатива представляется нецелесообразной в силу следующих факторов.
Во-первых, следует учитывать, что это сама Анкара в свое время отказалась от «Турецкого потока» в версии с четырьмя нитками, ограничившись только двумя. «Султан» Эрдоган давно стремится к превращению своей страны в крупный газовый хаб, максимально диверсифицируя источники получения голубого топлива. Это и азербайджанский газ, и иранский, и российский, и СПГ. Буквально несколько дней назад Анкара и Баку договорились о расширении мощностей трубопровода TANAP вдвое, до 32 миллиардов кубометров в год, а в среднесрочной перспективе его мощность может быть увеличена до 60 миллиардов кубов. Заполнить эти объемы можно будет за счет поставок иранского, иракского, израильского, кипрского и даже туркменского газа, о чем мы подробно
рассказывали ранее. Турция при этом будет выступать в качестве хаба и страны-транзитера.
И вот тут к президенту Эрдогану приходит его партнер Владимир Путин и предлагает протянуть к нему за счет российского бюджета еще две нитки «Турецкого потока» и стать перекупщиком. Вопрос на миллиард долларов: а не станет ли «султан» тогда, пользуясь своим уникальным положением, выкручивать руки «Газпрому», сбивая цену до смехотворных значений, и что ему в этом помешает? В чем конкретно бизнес для России?
Во-вторых, почему-то за скобки берутся многочисленные геополитические риски.
Что, если вместо «друга и партнера» Эрдогана к власти в итоге придет резко антироссийски настроенный ставленник США?
Что, если украинские боевые пловцы подорвут газопровод, идущий по дну Черного моря, как это уже произошло с обоими «Северными потоками»?
Что, если трубопроводная сеть будет взрываться и на суше, где-нибудь в Юго-Восточной Европе?
В-третьих, непонятно, согласятся ли европейцы впоследствии покупать у Анкары «переупакованный» российский газ? Допустим, вбухает сейчас «Газпром» очередные бюджетные миллиарды в высокорискованное строительство новых ниток «Турецкого потока», а они возьмут и упрутся, ссылаясь на свою «зеленую повесточку». И что тогда, будет за гроши поставлять голубое топливо туркам ради их экономического процветания? Чьи интересы вообще отстаиваются, простите?
Наконец, непонятна сама постановка вопроса со строительством очередного обходного газопровода. Прямо сейчас в России проводится мобилизация, и есть реальные шансы завершить войну с Украиной в нашу пользу к весне-лету 2023 года. Тогда «Газпром» сможет получить физический контроль над украинской ГТС, которая способна прокачать столько газа, сколько Европе будет необходимо. Это то, что надо было делать в 2014-2015 годах, но не поздно и в 2022-2023-х. Даже если «американские партнеры» в итоге подорвут украинские магистральные трубы, инвестиции в строительство СПГ-заводов в России и танкерного флота, позволяющих экспортировать сжиженный газ в любую часть света, представляются неизмеримо более разумными, чем очередной бессмысленный в условиях прокси-войны подводный трубопровод.
Источник