Почему Минфин РФ ставит крест на российской авиации

Jul 07, 2019 10:08


Россия - страна гигантских расстояний. Для построения современной и конкурентоспособной экономики  она должна быть обеспечена надежной и доступной транспортной  связностью. Помимо сети автомобильных и железных дорог, государству  необходима развитая авиация. Некоторые российские регионы и вовсе  практически невозможно посетить, кроме как по воздуху. Несмотря на  непростое экономическое положение, за последние десять лет количество  пассажиров, воспользовавшихся внутренними авиаперевозками, выросло с 57  миллионов до 116,2.



Основными «рабочими лошадками» отечественных перевозчиков являются  самолеты американского и европейского производства. Власти озвучили  задачу перехода на российские лайнеры: заменить импортные должны были  «Суперджеты» и МС-21. В результате такого импортозамещения могло  произойти постепенное возрождение авиастроительной отрасли России. К  сожалению, путь был выбран не самый оптимальный: «Суперджет» преследует  целая череда скандалов, которую увенчала недавняя трагедия в Шереметьево  с многочисленными жертвами, о чем мы рассказывали ранее.  Остается надежда на перспективный МС-21, но и его будущее встало под  вопросом из-за недавних предложений российского правительства.



Дело  в том, что отечественные авиаперевозчики терпят серьезные убытки из-за  резко возросших цен на топливо. Ведущая компания на рынке «Аэрофлот»  пожаловалась, что ее чистая прибыль упала с 28,4 миллиардов в 2017-м до  2,8 миллиардов в прошлом году, то есть, в десять раз. Общие убытки всех  перевозчиков в стране были оценены в 50 миллиардов рублей. Скачок цен на  керосин был во многом вызван политикой  Центробанка РФ и Минфина РФ, приведшей к девальвации национальной  валюты. Это же привело к удорожанию стоимости покупки и обслуживания  иностранных лайнеров.

Министерство транспорта предложило помочь  перевозчикам компенсациями из бюджета в размере 22,5 миллиарда рублей.  Однако в Минфине энтузиазма не проявили и вышли со встречными  предложениями по «оптимизации». В чем же они заключаются?

Во-первых, авиаперевозчикам предложили сократить свой парк самолетов и унифицировать его, чтобы сократить операционные издержки.

Во-вторых, авиакомпаниям рекомендовано создать резервные фонды в валюте.

В-третьих, «оптимизировать маршрутную сеть» с целью снижения конкуренции и прекращения демпинга цен на билеты.

Ну  и, наконец, Минтрансу и Росавиации порекомендовано почаще проверять  компании-перевозчиков на размер долгов и остатков на счетах.

К  чему же все это в итоге приведет? Более четверти себестоимости билета  для пассажира, а именно, 26%, составляют расходы на керосин. Эту  проблему Минфин цинично выносит за скобки, не решая. Рецепт чиновников  относительно «оптимизации маршрутной сети» вызывает еще больше вопросов.  Это сразу приведет к росту цен на билеты, и по сути является картельным  сговором.

Но самые большие вопросы вызывает предложения по  сокращению и унификации авиапарков. Этот рынок устроен так, что на плаву  всегда остаются крупные компании, поскольку, чем больше у них  самолетов, тем меньше расходы на их обслуживание. Именно поэтому первыми  разоряются малые и средние перевозчики. Реализация предложений Минфина  РФ приведет к зачистке рынка и его большей монополизации, а также к  росту стоимости авиаперелетов.

Опять же, насчет унификации. Едва  ли она будет в наших реалиях сводиться к переходу на «Суперджеты» и  МС-21, скорее, предпочтение будет отдано иностранным лайнерам, а  чиновники будут многозначительно кивать на катастрофу «Суперджета». По  факту, все это будет означать сворачивание идущего при всех его  проблемах с грехом пополам возрождения отечественного авиастроения, на  что были выброшены огромные бюджетные средства.

Автор: Сергей Маржецкий

Статья на "Репортере" https://topcor.ru/8457-pochemu-minfin-rf-stavit-krest-na-rossijskoj-aviacii.html

Мой канал: http://narodedin.com/post/pochemu-minfin-rf-stavit-krest-na-rossijskoj-aviacii/

МС-21, авиаперевозки, Минтранс РФ, Боинг, российская авиация, Минфин РФ, Суперджет

Previous post Next post
Up