Три лучших самолета-амфибии для противолодочной авиации ВМФ РФ

Nov 19, 2021 19:52


Вопреки расхожему мнению, главной угрозой безопасности России являются не натовские танки в Прибалтике, а подводные лодки типа «Огайо» ВМС США, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами «Трайдент-2» (Тризубец). Эти американские стратегические АПЛ могут скрытно выйти в район боевого патрулирования и неожиданно нанести превентивный ядерный удар своими МБР, выбив значительную часть «ядерной триады» Минобороны РФ, что приведет к существенному ослаблению ответно-встречного удара возмездия.





К сожалению, это не преувеличение. Опасность, исходящая от стратегических подлодок, является самой реальной в силу их скрытности. Борьба с подплавом потенциального противника является важнейшим приоритетом для российского военного ведомства. Для этого нужен мощный военно-морской флот, имеющий достаточное количество больших противолодочных кораблей (БПК) или фрегатов ПЛО, оснащенных противолодочными вертолетами. Радикально повысить возможности ВМФ РФ в поиске и уничтожении вражеских АПЛ в дальней морской зоне могло бы появление нескольких вертолетоносцев и авианосцев, имеющих целое крыло палубной авиации.



Увы, за неимением авианесущих кораблей (единственный ТАВРК находится в состоянии перманентного ремонта) приходится делать ставку на противолодочную авиацию, являющуюся составной частью Морской авиации ВМФ РФ. Здесь у нас тоже не все ладно...

Советские специализированные противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142 состарились и весьма немногочисленны. Модернизация позволяет продлить срок их службы, но не бесконечно.



На замену Ил-38 и Ту-142 Минобороны РФ рассматривает самолет Ту-204/214П. Будучи оснащенным поисковым оборудованием и противолодочными торпедами, этот гражданский лайнер превратится в «дальнюю руку» России в океанской зоне. Ту-204/214П смогут на постоянной основе вести патрулирование, взяв под контроль значительные площади. Однако есть острая необходимость и в более нишевых противолодочных самолетах, на роль которых более подходят амфибии.

Бе-12 «Чайка»

Разработанный в далеком 1960 году, этот гидросамолет стал самым массовым. При эксплуатации «Чайки» было установлено 48 мировых рекордов.



Бе-12 активно использовался как противолодочный самолет. На него в зависимости от модификации можно подвесить от 36 до 90 гидроакустических буев. Вооружение было представлено противолодочными бомбами ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250-120, противолодочными торпедами АТ-1 (АТ-1М) или УМГТ-1 «Орлан». Был даже вариант гидросамолета Бе-12СК, оснащенный подводным ядерным зарядом 5Ф48, спускаемым к поверхности на парашюте.



Время никого не щадит. Как и люди. В 1992 году был издан приказ о снятии Бе-12 с вооружения с продолжением их эксплуатации до выработки ресурса. Все гидросамолеты, приписанные к Северному. Тихоокеанскому и Балтийскому флоту были утилизированы. Черноморский флот - это последнее прибежище, где еще сохранилось несколько «Чаек». Несколько лет назад Минобороны РФ объявило, что чудом оставшиеся Бе-12 будут модернизированы и перевооружены для охоты на иностранные АПЛ.

Опомнились…

Бе-42 (А-40 «Альбатрос»)

На момент разработки «Альбатрос» считался крупнейшим реактивным гидросамолетом в мире, на нем было поставлено 148 мировых рекордов. Он создавался как замена стареющим Бе-12. Боевая нагрузка охотника на АПЛ составляет 6500 кг различного вооружения, среди которого: гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, 3 торпеды «Орлан» или 4 «Коршун» или 4 противолодочные ракеты АПР-2 «Ястреб» или 6 торпед АПР-3 «Орёл».



Огромным преимуществом гидросамолетов перед обычными противолодочными является возможность приводниться, спустить гидроакустические буи и потом вновь взлететь, чтобы нанести воздушный удар по обнаруженной АПЛ. Помимо противолодочной охоты, А-40 могли бы использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, тушения лесных пожаров, поисково-спасательных операций.

Самолет был разработан в советский период, но после распада СССР финансирование было прекращено. В 2014 году, после ухудшения отношений России и США, Минобороны РФ объявило о возобновлении этого проекта. Подтверждения последовали и в 2016, и в 2018 годах. Ждем-с.

Бе-200

Этот уникальный в своем роде гидросамолет вобрал в себя лучшие наработки по предшественникам Бе-12 и Бе-42. Однако основное его назначение все же мирное. Есть версии противопожарные, патрульные, поисково-спасательные и многоцелевые. Бе-200 «Альтаир» реально востребован и в России, и за рубежом, где активно используется при тушении пожаров.



Также высказываются идеи сделать из него противолодочный гидросамолет. Это вполне возможно сделать, но есть одна загвоздка. Российский гидросамолет используется украинскую силовую установку Д-436ТП разработки ЗМКБ «Прогресс». Как известно, Киев ввел запрет на поставки своих двигателей «агрессору». Рассматривался вариант с заменой их на франко-российский авиадвигатель SaM146, но тут запрет на использование натовских технологий наложила уже Генпрокуратура РФ.



Теперь остается ждать, когда будет сертифицирована младшая версия полностью отечественного реактивного двигателя ПД-14, ПД-8. Последний планируется установить на максимально русифицированном ближнемагистральном лайнере «Суперджет-100», а также на Бе-200. Начало производства ПД-8 ожидается уже к 2023 году.

Очень ждем.

Источник - все интересное здесь.

Россия, ПД-8, Ил-38, вооружения, Бе-42 (А-40 «Альбатрос»), Бе-200, Бе-12 Чайка, Ту-142, ПД-14, противолодочная авиация, авианосцы

Previous post Next post
Up