Какую роль может сыграть Россия в мировом продовольственном кризисе

Nov 16, 2021 20:10


Ровно 10 лет назад началась так называемая «Арабская весна», которая привела к сносу сразу нескольких казавшихся незыблемыми режимов на Ближнем Востоке. Одной из основных предпосылок к этим событиям считается резкий рост цен на продукты питания, который оказался банально не по карману большинству населения региона.





Как ни странно, косвенно «виновной» в этом продовольственном кризисе называют нашу страну.



Все мы прекрасно помним, с какой страшной жарой пришлось столкнуться России летом 2010 года. Аномальные погодные условия привели к значительному неурожаю и вынудили Москву ввести эмбарго на экспорт зерновых и прочего продовольствия, традиционным покупателем которого являются страны Северной Африки и Ближнего Востока. Дефицит привел к росту цен, а тот - к массовому недовольству населения, который в итоге и выплеснулся по первому удобному поводу.



Разумеется, причины «Арабской весны» были комплексными и намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, но рост цен на продукты, с которым не справилось большинство, оказался одной из важнейших причин. Это факт.

И вот, спустя 10 лет сложились обстоятельства, которые могут привести к очередному продовольственному дефициту и политическому кризису в целом ряде стран Третьего мира уже в 2022 году. И Россия вновь нечаянно сыграет в этом не последнюю роль...

Давайте разбираться.



Как известно, в Европе и Юго-Восточной Азии сегодня разгорается невиданный энергетический кризис. Цены на газ бьют все исторические рекорды, уже закрылся ряд предприятий, другие увеличиваются отпускную стоимость своей продукции. Будем объективны: даже запуск в работу «Северного потока-2» не сможет решить эти проблемы. Цены на энергоносители и электроэнергию находятся на аномально высоком уровне.

А какие, в частности, заводы уже прекратили свою работу?



В Великобритании остановились предприятия, производящие удобрения, поскольку астрономические ценники на электричество делают производство нерентабельным. В Китае, одном из ведущих производителей удобрений, на долю которого приходится 10% экспорта азотных удобрений и около 30% фосфатов, всерьез думают о введении эмбарго на их экспорт. Газ в КНР еще дороже, чем в Европе, а уголь неожиданно оказался в дефиците. При этом доля «голубого топлива» в себестоимости производства азотных удобрений составляет 80%.



На мировом рынке дошло до того, что азотные удобрения стали дороже фосфатных, хотя при нормальных обстоятельствах они в 1,5-2 раза дешевле.

Что же это означает на практике, кроме роста барышей экспортеров удобрений?

То, что аграрии буду вынуждены их меньше использовать, при этом значительно повысив стоимость сельскохозяйственной продукции, чтобы компенсировать возросшие издержки. Это значит, что продовольствия уже в 2022 году будет на рынке меньше, и оно станет дороже.



На этом фоне правительство РФ ввело на ближайшие полгода эмбарго на экспорт удобрений. Наша страна является крупным игроком на этом рынке, и рост мировых котировок вынуждает производителей гнать удобрения за рубеж, где цены выше и платят в валюте. Соответственно, растут цены и внутри России.

Так, аграрии Центрального и Южного федеральных округов жалуются, что карбамид подорожал с 23 до 60 тысяч рублей за 1 тонну.



Российские власти ограждают отечественных сельхозпроизводителей от негативных общемировых тенденций, но при этом вынужденно льют воду на мельницу грядущего продовольственного кризиса в странах Третьего мира.

Так, среди главных пострадавших от роста цен на продукты питания вновь могут оказаться африканские и ближневосточные страны, а также Латинская и Южная Америка, где возрастает риск социально-экономической напряженности и политической нестабильности. Среди них может оказаться, в частности, дружественная России Венесуэла, которую нам, по всей видимости, придется спасать.

Все самое интересное здесь.

Россия, голод, засуха, энергетический кризис, Арабская весна, продовольственный кризис, фосфатные удобрения, азотистые удобрения

Previous post Next post
Up