Несмотря на декларируемые успехи в импортозамещении, западные санкции начинают действовать. При этом попытки обойти ограничения некоторыми российскими компаниями выглядят довольно топорно и жестко пресекаются американскими надзорными органами.
Одной из очевидных целей секторальных санкций США было остановить или серьезно замедлить экспансию России в Арктике. Ключевое оборудование, используемое для бурения и добычи в суровых условиях Крайнего Севера, у нас иностранного производства. К сожалению, ограничительные меры со стороны Запада уже начали давать о себе знать.
До введения санкций Россия успела запустить разработку только на одном арктическом месторождении нефти, Приразломном. Промышленная добыча началась в декабре 2013 года. В последние несколько лет из платформы «Приразломной» постоянно приходят дурные
новости: работа регулярно останавливается из-за необходимости серьезного ремонта изнашиваемого оборудования. Используется на российской платформе и газовая турбина Vectra-40G американского производства, необходимая для работы газовых компрессоров. Аналогичная турбина будет фигурировать в нашем дальнейшем повествовании, происходящем далеко от Арктики.
Завод по производству Vectra-40G находится в США, штате Техас, но владеет им немецкий концерн Siemens. Несмотря на иностранного собственника, данное оборудование попало в санкционные списки Минюста США, и запрещено к поставкам в Россию. Накануне в штате Джорджия была задержана целая группа, в которую входят двое россиян, американец и итальянцы. Местные правоохранители им вменяют намерение приобрести турбину Vectra-40G и через небольшую цепочку посредников перепродать в Россию.
В Минюсте США заявили:
Доказательства в этом деле установили намерение российской компании использовать Vectra на российской глубоководной буровой платформе в Арктике.
Не исключено, что как-то так оно и было на самом деле. Задержанный россиянин Олег Никитин управляет компанией KS Engineering, которая профессионально занимается поставками специализированного оборудования для строительства и добычи полезных ископаемых. Вполне возможно, что у него был некий заказ на американскую газовую турбину, необходимую для ремонта «Приразломной».
Что ж, раз с импортозамещением не заладилось, приходится как-то выкручиваться. Но сразу бросается в глаза примитивность схемы. Первоначально турбину приобрела американская компания World Mining and Oil Supply (WMO), которая немедленно перепродала ее итальянской GVA International Oil and Gas Services (GVA), а та, в свою очередь, намеревалась продать ее российской компании, но попалась. О том, что все участники цепочки были в курсе дела, может свидетельствовать завышенная стоимость одной турбины - 17,3 миллиона долларов. Все три стороны сделки задержаны, им вменен целый «букет» серьезных обвинений.
История весьма поучительная, если из нее сделать верные выводы.
Во-первых, необходимо активизировать работу по импортозамещению ключевого оборудования, подходя к работе комплексно. Неплохо было бы средства ФНБ вложить в собственные НИОКР и развитие промышленности, нежели выводить их за рубеж в «высокодоходные иностранные активы», как хотят наши либералы в правительстве.
Во-вторых, на переходный период операции по приобретению подсанкционного оборудования и технологий стоит передать из рук дилетантов, кои у нас стоят при любом важном деле, к профессионалам. Напомним, в СССР, находящемся под санкциями, существовал специализированный Госкомитет по науке и технике (ГКНТ), который и занимался подобными вопросами.
Если дело пустить на самотек, то дальше будет «сыпаться» все больше и больше.
Автор:
Сергей Маржецкий Статья на "Репортере"
https://topcor.ru/12213-o-chem-govorit-popytka-rossijan-nelegalno-kupit-turbinu-v-ssha.html Мой канал:
http://narodedin.com/post/o-chem-govorit-popytka-rossijan-nelegalno-kupit-turbinu-v-ssha/