На сей раз речь пойдёт об информационной войне.
Всем известно, что во времена Союза на его территорию вещала радиостанция «Голос Америки», которая была пропагандистским рупором Соединённых Штатов. Радиостанция сообщала советским слушателям о том, что невозможно было услышать в средствах массовой информации СССР. Это была достаточно правдивая информация о том, что скрывали советские власти от своего народа.
Нужно отдать должное «Голосу Америки». Он оказался мощным оружием «холодной войны». Информационные методы войны наряду с экономическими привели в конечном итоге к победе США и поражению противоположной стороны. СССР проиграл эту войну, он распался на несколько независимых государств, которые погрузились в разруху.
Но русские, как известно мастера ведения войн. Если проследить историю России, то можно заметить интересную деталь. Любая война с западными странами начиналась с глубокого поражения России. Глубокого, но не окончательного. Получив небольшую передышку, руководство страны делало выводы, модернизировало армию и давало ответный удар агрессорам. Причём русские как правило копировали оружие и методы ведения боя у тех, кто на них нападал.
Сейчас российское правительство активно копирует и внедряет методы информационной и экономической войны.
Экономические методы Россия применяет по большей части к своим соседям - государствам, отколовшимся от огромной империи. В первую очередь это касается, конечно, Украины. Таможенные препятствия, завышенная цена на газ, втягивание в новый Союз - Таможенный. На днях Путин одержал значительную победу над Европой, таки склонив вектор украинской интеграции в свою сторону.
Однако сил российской экономики хватает лишь для самоуправства внутри границ бывшего СССР. Что же касается информационной войны, тот тут Россия развернула свой пропагандистский рупор на весь мир. И в первую очередь это коснулось Соединённых Штатов, которые Россия считает своим врагом №1. В отместку за разрушительное действие «Голоса Америки» русские скинули на территорию США свою информационную бомбу, состоящую сразу из нескольких компонентов.
Главным информационным рупором России здесь стала кремлёвская государственная телекомпания
«Russia Today», которая ведёт круглосуточную трансляцию на нескольких языках по всем миру. Вещание было запущено в 2005 году. Тогда на эти цели из госбюджета было выделено 30 миллионов долларов. В 2013 году на эти цели потрачено уже более 300 миллионов долларов (точная цифра - 11,2 миллиарда рублей). То есть за 9 лет бюджет радиостанции вырос более чем в 10 раз.
Объективности ради стоит отметить, что США тоже тратят немалые средства на информационную пропаганду по всем миру. Так «Голос Америки» и ещё 5 американских международных станций вкупе скушали в 2012 году 767 миллиардов долларов. Немецкая международная телекомпания Deutsche Welle («Немецкая Волна») в прошлом году освоила 270 миллионов евро из бюджета Германии. «Немецкая Волна» вещает на 30 языках по всему миру. Британский телеканал BBC World News охватывает 200 стран, вещает на 27 языках и имеет аудиторию порядка 74 миллионов зрителей. Финансирование BBC World News производится из частных источников. Катарская телекомпания «Аль Джазира» ведёт трансляцию на весь арабский мир, а также имеет англоязычную версию для остальной части планеты. Аудитория «Аль Джазиры» оценивается примерно в 220 миллионов человек, проживающих в свыше 100 странах мира.
Стоит отметить, что Russia Today пользуется огромной популярностью во всём мире и особенно в США. Эта телекомпания считается лидером среди всех международных компаний. Особенно она популярна в США, так как представляет американскому зрителю альтернативную точку зрения и не стесняется критиковать политику Белого Дома. Хилари Клинтон однажды даже сказала в конгрессе, что по её мнению Америка проигрывает информационную войну каналу Russia Today. Хилари попросила больше денег на американские пропагандистские каналы, однако, конгресс не удовлетворил её просьбу.
Когда RT вышла на американский рынок, рекламные щиты, размещенные на транспорте и в самых людных местах американской столицы, казалось, провоцировали скандал. «Кто несет большую ядерную угрозу?» - обращалась Russia Today к американцам с рекламного щита, на котором методом наложения сливались фотопортреты Обамы и иранского президента (теперь уже бывшего) Махмуда Ахмадинижада. С помощью такого же финта исламский террорист «превращался» в американского морпеха. В результате в свободной Америке реклама RT, признанная провокационной, была запрещена в аэропортах. А шумиха вокруг запрета - это, как известно, лучшая реклама. Либералы, анархисты, сторонники теории заговоров, борцы с «мировой закулисой» и прочие неформалы возмутились правительственной цензурой в отношении RT, которая всегда готова рассказать про Америку то, чего не покажут американские телекомпании, - будь то либеральная CNN или консервативная Fox. Правда, специфическая аудитория (см. выше) с удовольствием «хавает» только критику Америки. Когда RT включает «вторую часть мерлезонского балета» - позитивные новости про Россию, это всем вышеперечисленным телезрителям уже не так интересно.
Молодые привлекательные ведущие, отличная компьютерная графика и спецэффекты, неожиданные ходы в виде танка в студии или разбивания молотком телеэкрана - канал работает наступательно, с огоньком! И не считаясь с расходами. В крупных американских городах, таких как Сан-Франциско, Чикаго и Нью-Йорк, Russia Today пользуется большим успехом, чем любой другой международный телеканал. В Вашингтоне аудитория российского телеканала в 13 раз больше, чем у Deutsche Welle, отмечает журнал Der Spigiel. В июне Russia Today преодолел на YouTube барьер в 1 миллиард просмотров, став вообще первым телеканалом, которому это удалось. В числе ведущих RT и знаменитый Ларри Кинг, искренне восторгающийся российским лидером. Напомню: это ему был адресован лаконичный ответ Путина о подлодке «Курск»: «Она утонула». А создатель Wikileaks Джулиан Ассанж позвал в качестве первого гостя своей программы на RT лидера «Хезболлы» (в США эта организация причислена к террористическим) Саида Хассана Насраллу. RT любит разного рода маргиналов: недовольных своим правительством бывших агентов спецслужб и военных, дипломатов и ученых с оригинальными воззрениями (лишь бы критиковали Америку). Таких в США тоже показывают, но по ночам и на небольших спутниковых каналах.
Новя Газета Рекламные щиты, размещённые Russia Today в США
Russia Today - не единственное оружие России в информационной войне. Ещё одним подобным «оружием» является американское пиар-агентство Ketchum, которое на деньги Кремля занимается продвижением позитивного имиджа России на международной арене и прежде всего в США. Ketchum занимается размещением проплаченных информационных материалов в крупнейших американских СМИ, таких как газета The New York Times, телекомпания CNBC, интернет-издание Huffington Post, журнал Time, журнал Outdoor Life. С подачи Ketchum в 2007 году Путин был признан «человеком года». Кремль заплатил пиар-агентству Ketchum порядка 25 миллионов долларов, плюс «Газпром» внёс свою лепту в виде 20 миллионов.
Вдохновлённые достигнутыми успехами российские власти решили пойти дальше. Ещё одним рупором кремлёвской пропаганды решено сделать агентство «Россия сегодня», которое формируется на базе закрытого «РИА новости». Учитывая то, что главной создаваемого агентства назначен одиозный Дмитрий Киселёв, можно представить себе, что за «новости» будут распространяться этим агентством по всему миру.
И всё бы хорошо, но... Как известно, война - дело хлопотное и затратное, и информационная война здесь не исключение. Сотни миллионов долларов скоро могут превратиться в миллиарды. И это деньги из бюджета, которые могли бы быть направлены на решение внутренних проблем страны, которых накопилось немало. Однако для правителей России во все времена было намного важней всевозможные военные манёвры, нежели обеспечение собственного населения нормальными условиями существования. Именно поэтому Россия раздулась до таких громадных размеров. Увы, захватывая всё новые и новые территории, правительство не особо обеспокоено тем, чтобы наладить добротную жизнь на этих землях. Так вот мы и живём в огромной, но бедной стране. Когда же прекратится эта гонка вооружений? Когда же взор правителей оторвётся от заморских стран и возвратится в родные чертоги? Когда же правители перестанут смотреть на население как на потенциальных солдатов, а увидят в нас обычных людей, не желающих больше никаких войн? Когда же приоритетом в государственной политике станет благосостояние народа, а не стремление к глобальному доминированию?