Принц Каспиан: грустная-грустная история.

May 20, 2008 20:13


Вспоминая фильм, спустя вот уже несколько дней, я не испытываю ни грамма, ни капли радости. Адамсон сделал замечательный фильм, по уровню ничуть не хуже, чем первый, но совершенно иной. И хотя через собственные режиссерские находки Адамсон значительно углубил историю, как бы прорисовал ее четко и реалистично в противовес почти всегда поверхностной прорисовке Льюиса - дух старой Нарнии он почти растерял. А этот дух угадывался даже в самом начале истории, когда Каспиан попал к нарнийцам и они угощали его медом и орехами, и уж тем паче в самом конце приключений этого духа было с преизбытком. В этом смысле Льюис умеет, действительно умеет делать то, что я ценю в писателях - перекрывать светлым пройденные героями тяжелые испытания. У Адамсона этого, как принято говорить, "катарсиса" не было: не было неудержимо бьющей, брызжущей жизни ожившей старой Нарнии, от которой дубинка почти что взрывается молодыми побегами в руках тельмаринца; не было диких танцев спутниц юного Вакха - прекрасных и одновременно устрашающих в своей неуправляемости, сдерживаемой, как догадывалась Люси, присутствием Аслана. Не было цветения, зарастания плющом, освобождения от ненужных условностей, собирания скрытых друзей старой Нарнии - девочки Гвендолен, молодой учительницы - этого торжествующего шествия за освободителями, возглавляемого Асланом. Не было пира с нарнийцами, где деревья обрели почти человеческий облик, ночного костра и танцев.
Было только эпизодическое обсыпание лепестками новоиспеченного юного короля, несколько кадров с переодетыми в праздничные одежды Певенси в замке, да и то на фоне драматического разговора о невозврате в Нарнию.
А демонстрация скрытой дотоле мощи в виде оживших деревьев и гигантского речного бога - это все равно не то, совсем не то. Это тоже катарсис, но не всей истории, а именно сражения.

Само собой, не стану отрицать ну просто множества перекличек с "Властелином колец": здесь и последнее сражение без надежды на победу по факту численного превосходства (один в один "Возвращение короля"), и обвал под ногами у противников, и спецэффекты для деревьев и для речного бога (хотя бог получился и ничего так, самобытно), и эффектное падение Эдмунда с башни в лапы грифона (привет, Гэндальфу и Саруману!), и многое, чего уж и не упомнить.

Однако, стоит немного разобрать "самодеятельность" режиссера.)
Возраст Каспиана, в общем-то, сути истории не меняет, зато харизма пылкого юноши позволила Адамсону, во-первых, привлечь на просмотр изрядную долю романтично настроенной женской аудитории, во-вторых, провести не лишенную очарования и опять же в итоге печали чувственную линию между Каспианом и Сьюзен. Больше всего меня тронул не ее поцелуй, и не ее шутка насчет разницы в возрасте, а его серьезный, грустный, почти с нотками беспомощности вопрос "Почему?" на слова Сьюзен "У нас все равно бы ничего не получилось". Ну так он это спросил искренне, так обнял ее, словно она ему такая дорогая, такая близкая… Вот реально очень грустный момент.

"Закидоны" Питера. Как уже писалось в некоторых рецензиях, потенциально такие моменты могли быть, потому как в "Покорителе зари" Эдмунд с Каспианом стукнулись-таки на почве "кто главнее". То есть, по крайней мере, от Каспиана такое можно было ожидать (Льюис вообще не скрывает, что характер у юного короля был тот еще - порывистый, горячий, но и одновременно отходчивый), равно как и от Эдмунда тоже. Но все-таки ну не такая же клиника у Питера была… Это ж просто не Питер Великолепный, а Питер Безмозглый какой-то получается. Хотя, что касается осады замка, "закопали" своих Питер и Каспиан примерно в две руки, так как последний сильно тормозил план в комнате у своих родственников.
И вообще, по книге больше всех выступали Сьюзен и Трумпкин, за что и получили от Аслана - мягко, но получили.)

Вызов Колдуньи. Ну вот жутко, что тут сказать. Это камлание лысой колдуньи, образ Джадис, перекрывший образ Аслана, сама атмосфера момента - очень сильно. И замечательная находка, что "удар в спину" она получила именно от Эдмунда. И его мрачно-остроумное: "Ну да, я знаю, что ты сделал бы это сам".) Вопрос: это что было? Волшебная палочка Белой колдуньи или мне показалось и это просто искусная имитация? Или обломок?

Странные отношения лордов Глозелле и Соспесиана (кажется, второго так звали - вот никогда бы не вспомнила и не выговорила)), которые по книге были однозначными сторонниками короля и самих себя, безо всяких там колебаний. Да такой шикарный тиран, как Мираз (об этом ниже) Глозелле бы при первом же замеченном сомнении на тот свет отправил, ну чутье обычно у таких людей, даже если бы лорд и вполовину так его не подставлял.

Мираз. Пять баллов, шесть. Изумительное сочетание аристократизма и некоторого даже изящества (как он развернулся к трону на коронации!) и типичного вот такого тиранического, хищнического характера. В общем, я целиком и полностью одобряю реалистический подход к воссозданию событий в замке Мираза, как это все было на самом деле страшно. Правда, почти натуралистические роды королевы в рамках как бы все-таки детского фильма меня озадачили )) хотя понятно, что какой уж тут детский фильм.

Отдельно хотела бы отметить искусную игру Скандара (Эдмунд): я в его потенциале не сомневалась уже на просмотре первого фильма. Как он зачитывал письмо Питера Миразу, с каким чудесным, лукавым, азартным блеском в глазах его подначивал. И, одновременно, насколько серьезно и глубоко он способен играть. Замечательно широкий диапазон артистических возможностей. В этом он, на мой взгляд, превзошел всех троих Певенси. Люси переросла и утратила блеск своей детской непосредственности, что подкупало в первом фильме. Сейчас она просто играет, достаточно хорошо, но не уникально (кстати, примерно то же произошло и с юными актерами "Гарри Поттера", в самом детском детстве они играли великолепно, качественно, не поверхностно и чувствовалось, как игра захватывает их всецело и они играют без оглядки на себя - с возрастом у обычных актеров эта непосредственность проходит, может, они меньше верят в то, что играют и поэтому получается несколько ненатурально).

Трумпкин.))) Я его себе представляла совсем другим, да и по описаниям в книге, и по иллюстрациям он был больше похож на крепенького морячка, чем на изможденного славянского отшельника из скита))) но нам с сестрой он все равно очень понравился. И как же без подкидывания его Асланом в небо?! Это ж было бы так весело!! )))

Рипичип - хорош.) Не знаю, можно ли было физиономически сделать его лучше, но по характеру - хорош. Выражение мордочки как-то мелковато, но это на мой взгляд. И совсем он не похож на кота из Шрека! У них самолюбование совершенно разной природы и темперамента)

Я всегда эту хронику воспринимала как аллегорию к вопросу веры, веры в то, что ты не можешь увидеть и знать наверняка. Насколько эта тема раскрыта в фильме, мне судить пока что трудно.

Аслан. Это огромный, просто такой вот преогромный плюс этого фильма - Аслан в этой хронике получился более живым, настоящим, неотмирно притягательным, сильным и вообще… это очень важно.

Самый изумительный эпизод - это сон Люси. Весь проникнутый неуловимым светом, вот именно такой, как в книге - эпизод на грани, на грани пробуждения чего-то прекрасного. Эпизод как дуновение теплого ветра во всем фильме. Хотя, конечно, по книге сном это не было, справедливости ради надо заметить.

Ну и, разумеется, я не согласна с мнением, что акцент в фильме стоял на том, что надо сидеть и ждать помощи свыше - в пример приводят Люси. Как я это все поняла, Люси только все время напоминала о том, что Аслана из планов выкидывать не надо, не забывая, что именно благодаря Ему армия получила подкрепление в битве с Белой колдуньей, не говоря уже о том, что и ее саму на тот свет никому не удалось отправить, кроме Аслана. Желая возродить старую Нарнию, об Аслане же продолжали говорить так, как если бы Его не было, или Он кому-то когда-то просто померещился и уж точно на Него рассчитывать не приходится. Хотя Сам Аслан в первом фильме собирал армию, то есть нарнийский мир не стоит на принципе - Он нас создал и все сделает за нас. Аслан, как это ни странно звучит, не всемогущ в Нарнии и во всем сотворенном Им мире, и Сам признавал, что Ему приходится подчиняться законам созданной Им Самим магии, как минимум. Ну и, полагаю, Он Себя сознательно мог ограничивать и еще в чем-то, по известным только Ему соображениям. Так что сражение в принципе никто не отменял, но каким бы оно было, неизвестно. "Остались бы они живы, если бы мы сразу пошли за тобой?"

В общем, я в своей рецензии как всегда заплутала.) Что вспомнила - о том написала. Наверняка будем еще не раз пересматривать с мужем, так что, возможно, будут еще какие-то дополнения.

рецензия, сказки

Previous post Next post
Up