Преамбула: я дождалась квоту на операцию. Теперь нужно выбрать операционный день (завтра позвонить хирургу и уточнить), после выбора я буду знать, когда и насколько я пропаду с радаров большого интернета. В больнице нет вайфая, поэтому я буду сидеть на мобильном, его 12 гигабайт, вот уж не знаю, хватит мне или нет.
А пока сегодня ждали врача, чтобы узнать про квоту - обсуждали новую статью. НН грозится написать статью о сущности онкологии с точки зрения этологии, биологии и психотерапии, причём довольно быстро. Не знаю, как оно в реальности получится, но кое-что оттуда могу сейчас кратко рассказать. В частности, мы беседовали о страхах и мифах.
Читая сейчас соответствующие форумы, я много раз встречалась с интересным явлением: люди, обсуждая онкологические темы, часто боятся написать целиком слово "рак". Пишут: "У меня р". Или - "сказали, что у меня нет р". Я поначалу зависала, не могла понять, о чем речь, а потом сообразила. И вспомнила форумы будущих мам, точнее - "хочушек": тех, кто планирует забеременеть, но никак не получается. И они тоже не пишут слово "беременность" целиком: пишут "Б". Даже с большой буквы. И каким бы ни кощунственным ни казалось сравнивать одно и другое - и в том и в другом случае есть место некоей сакрализации понятия, пусть в первом случае негативной, а во втором - позитивной.
То есть это нечто из серии "не поминай всуе", нечто такое, что само будет или не будет - и человек никак повлиять на это не может. Да, в случае беременности, которая, когда вроде бы все нужное делаешь, все равно никак не наступает - тоже возникает ощущение, что явление живет своей жизнью, и полностью упоминать его не надо, а то мало ли чего.
И понятия, на которые вроде бы никак нельзя повлиять, обрастают своей мифологией. Кстати, многие считают, что "онкология - заразна", и стараются с больным не контактировать, не общаться, за руку не здороваться и так далее. Не говоря уже обо всех прочих мифах, которые реально затрудняют и профилактику, и лечение. И снова в параллель могу привести миф о беременности: если посидеть на стуле, на котором сидела будущая мать, или выпить из ее стакана - можно забеременеть самой. То есть тот же принцип "заразности", но уже с положительной стороны.
Опять можно вспомнить, что знания - лучшее оружие против мифов и страхов, но подчас этих знаний просто взять негде. Вот, например, в случае той же проблемной и желанной беременности: врачи руками разводят - не могут понять, отчего пациентка не беременеет или не вынашивает! Некоторых посылают в церковь или поклониться мощам, кроме шуток. Это другой вопрос, что иногда после такого поклонения приходят в норму какие-то внутриличностные процессы, перестаёт нагнетаться внутреннее напряжение, и беременность возникает и донашивается. Но тоже чаще всего не задаются целью понять - почему так произошло. Ведь произошло же, и ладно.
В случаях онкологии, особенно на поздних стадиях, часто пациентов тоже посылают к вере: потому что психотерапия онкологических больных на любой стадии - вещь не всегда доступная во всех аспектах, а поддержка на уровне психики - очень нужна. В нашем бессознательном до сих пор онкология связана со страхом безусловной смерти, и сказать правду, я тоже была ему подвержена и буквально разрыдалась во время УЗИ, когда врач сказал: да, надо беспокоиться. И потом спрашивала у онколога - сколько мне осталось? Доктор очень удивилась и сказала, чтобы я не расстраивалась, потому что это оперируется, прогноз очень благоприятный, и так далее. И я просто хочу сказать - будьте вы хоть каким железным человеком, но страх смерти и угроза жизни в любом случае вызовут эмоциональные реакции, так устроена психика.
Но потом моя личная собравшаяся статистика и исследование темы как факта, дали мне возможность понять на уровне логики и тех же знаний, что онкология на ранней стадии - это курабельный процесс. И значение ранней диагностики в этой области, что называется, трудно переоценить. Но страхи "ааа, боюсь, что скажут - у меня р" - мешают, очень мешают, иногда кардинально мешают этой курабельности.
Еще на днях довелось прочесть у одной из коллег на тему "у Анджелины Джоли канцерофобия". Коллега написала, что когда генетическая предрасположенность дает 50% риск заболевания, это уже не канцерофобия. Это разумный прогноз и взвешивание рисков.
Тут, правда, еще присоединяется тема "страха потери гендерной идентичности", я ее задевала в одном из прежних постов краешком: но, наверное, этой теме нужно будет отдельный пост посвятить.