Как всегда, выкладываю краткую версию плана-тезиса НН.
- Период перехода из зверей в людей, история эволюции палеоантропов, растянулась на 6 - 7 миллионов лет, но тех «вещественных доказательств», по которым мы могли бы реконструировать их жизнь, очень мало. Собранные вместе все найденные палеонтологами кости уместились бы в кузове одного пикапа.
Наиболее поздняя часть этого периода, а именно появление и формирование жизненного уклада наших непосредственных предков гомо сапиенс, дополняется «культурными памятниками» и свидетельскими показаниями очевидцев тех событий. Информация о жизни, в том числе и о сексуальной, частично получена с изображений в виде наскальных рисунков и других примеров древнего изобразительного искусства.
Но что они на самом деле наблюдали, что из этого они захотели рассказать, что у них получилось при том несовершенстве средств первобытного искусства и как это сумели интерпретировать и прочитать, современные исследователи, подчас не свободные от давления современных им морально-этических норм (цензуры)? Опираясь на правило Юма, попробуем определить, что доказано - так есть, а что, не конфликтуя с естественными законами природы, с той или иной степенью вероятности могло быть. Также попробуем понять, как из возникшего по естественным законам эволюции древнего человека правила «как дОлжно быть» сделали современного человека.
У примитивных животных сексуальная жизнь, её частота, ритм, продолжительность соития определялись врождёнными инстинктами. А сами врождённые инстинкты - это продукт естественного отбора ( к примеру, естественный отбор давал преимущество более короткой продолжительности соития, у некоторых птиц оно длится менее секунды). Если говорить о формировании полового поведения у палеоантропов, то оно ещё долго оставалась «звериным». Так что же есть «звериный секс»?
Важным моментом является привязанность к природным циклам. У животных, живущих в экваториальной зоне, основные циклы - суточные, даже лунные циклы более заметны, чем годовые; и ни с теми, ни с другими не коррелирует сексуальное поведение приматов, там живущих. Есть цикличность фертильности у самок. Длительные циклы, связанные с беременностью и периодом лактации, и короткие эстральные циклы у не забеременевших самок. О своей фертильности в таких условиях самки самцам «сообщают» феромонами и поведением с активным поиском партнёров. Правда, прокреативный секс у приматов всё же ограничивается, как и у волков, социальной структурой стаи.
Все животные занимаются сексом ради удовольствия, а не потомства для, но при этом не думают о последствиях. Животные, которые освоили изготовление орудий труда и охоты, явно умели думать. Секс для получения удовольствия и подкрепления общения был необходим. Такого секса нужно было явно больше, чем для репродукции (особенно если за каждым ребенком нужен длительный уход всей стаи, а охотничьи ресурсы ограничены). Каждый маленький ребёнок, как и беременная самка, ограничивали возможности охоты и уменьшали безопасность всего прайда. То есть всё это способствовало переносу занятий сексом на периоды вне фертильности. Мораль, заставляющая заботиться о будущих поколениях, появилась много позднее.
Ещё одна из форм регулирования сексуальной активности - это особенности питания. При всей всеядности человека, подножный корм наши предков-собирателей не мог прокормить даже и небольшую группу людей (по грибы и по ягоды ходят, рассосредотачиваясь так, что можно считать, что это промысел одиночек). Охота, особенно на крупную дичь, требует объединения усилий некоторой группы. Но и здесь есть ограничения на количество охотников, которых может прокормить регулярно добываемая дичь. Крупную дичь (антилопы и более крупные животные) удавалось добыть не каждый день, доставалась она не просто (стрессы естественны для охоты), а сохранить её надолго, по крайней мере в тёплое время года и/или в теплом климате, было невозможно. Сразу после термической обработки всё это съедалось и в завершение остатки стресса снимались доступными способами: у обезьян - групповой грумминг, у голых обезьян вероятно был секс. При этом они навряд ли прятались друг от друга (как и обезьяны бонобо), да и уходить далеко от костра было небезопасно. Собственно, сексуальность первобытного человека стала делом не личным, а социальным.
Новый этап - земледелие, переход к оседлости и появление письменности.
Разделение на мужскую и женскую половины жилища (или раздельные дома) у кочевых племён охотников и собирателей.
Настоящее регулирование социумом сексуальной жизни «граждан» начинается при переходе к оседлому образу жизни, когда земледелие становится основным источником пропитания. Появление двойной морали.
Тема следующей конференции - Исторический период. Появление письменности, иерархии, идеологии и неравенства в правах на сексуальность.