Пока я перевариваю очередную мысль о внутреннем Ребенке, принесу сюда этот любопытный текст. Про то. почему некоторые стройные люди так напряженно относятся к тому, что называется "бодипозитив".
О мон дьё, неужели опять всё дело в иерархичности и оценочности, в контаминирующей цензуре и частично в "синдроме чайника"?..
(
Читать дальше?.. )
мы еще будем в нашем скайп-курсе по сексологии говорить о причинах важности такого понятия, как красота, и о постоянно плавающих ее канонах, но факт: человеку с лишним весом (и даже с "лишним" по мнению сторонних стандартов) часто внушают, что он "некрасивый". И чтобы сказать "А я на это плевать хотел", нужно перескочить через цензурное давление "будешь изгоем". Не у всех это сразу получается. Тогда просто раздвигаются рамки понятия "красота", и становится видно, что требования некоего социума - несостоятельны. Кстати, мы в МК тут обсуждали тему "внутренняя цензура требует от человека невыполнимого - например, нравиться всем", и говорили о том, что эти требования часто затем и применяются, чтобы человек всегда ощущал себя неудачником. Что бы ни сделал и как бы ни выглядел. Поэтому бодипозитив в подобных ситуациях хорош тем, что дает ответ этим стандартам: по-вашему я некрасивый, а по-моему - красивый. А потом уже возможно вообще выведение понятия "красота" за скобки.
Наше бессознательное. увы, конкретно, поэтому говорить о себе "я некрасивый" ни один психологически адекватный человек не может.
Reply
Наше бессознательное. увы, конкретно, поэтому говорить о себе "я некрасивый" ни один психологически адекватный человек не может.
А почему, собственно, не может? Потому что популярно в народе убеждение, что если он некрасивый, то он - законная мишень для слива всяческой агрессии, которая в его адрес, типа, совершенно естественна. Помнится, я в подростковом возрасте считала, что красота необходима исключительно для того, чтобы у других не было права тебя оскорблять.
Reply
Reply
Reply
но прикол в том, что, как говорилось в ветке ниже, красота - понятие весьма субъективное. особенно при поиске секс-партнера. Стихотворение Барто про веснушки - яркая тому иллюстрация :)
Понятие сексуальной привлекательности - вещь крайне индивидуальная, и в нее могут быть включены очень разные стандарты красоты, если вообще будут там присутствовать.
А почему не может - потому что "я некрасивый" это уже фактически равно "я омега". Красота - это такое специальное понятие для иерархической системы. И человек, у которого адекватная самооценка, нет оценочной тревожности и комплексов самоуничижения, может либо вообще не париться тем, красивый он или нет, или считать себя достаточно красивым для себя самого. Для своего Взрослого, если угодно.
Reply
Мне кажется, вполне адекватно воспринимать красоту просто как качество. По аналогии, например, с артистизмом. Типа, вот есть такое качество - красота/артистизм - если человек им обладает, это хорошо и может весьма помочь располагать к себе людей, не говоря уж о том, что есть профессии, где без этого качества не преуспеешь. Однозначно определить это качество нельзя - одного и того же человека кто-то может признать артистичным/красивым, а кто-то совсем нет. Тем не менее, есть типы людей, которых большинство признает красивыми/артистичными и есть сообщества, в которых сказать "он некрасив/неартистичен" - оскорбление, а сказать "я некрасив/неартистичен" - выражение отчаяния. В общем, очень похожие качества.
Тем не менее, никого не удивит, если адекватный и здоровый человек скажет "я не артистичен" вместо того, чтобы городить огород типа "я артистичен по-своему и в достаточной для себя мере - я ведь вполне могу засмеяться таким образом, чтобы собеседник понял что я не плачу!". А вот при разговоре о красоте такой огород почему-то непременно надо городить, и человек не может считаться адекватным, если этого не делает.
Reply
И если человек говорит о себе "я некрасивый" - значит, это его беспокоит: то, что он не вписывается опять-таки в некие стандарты. Это его заботит, волнует, озадачивает. именно потому, что красота относится в той же иерархии, в общественной стандартной цензуре, к "априори положительным" качествам, причем именно опять же стандартная красота. Сюда же можно отнести доброту, ум (с определенной натяжкой), смелость, доброту, щедрость, просто понятие "хороший человек"... Артистичность сюда уже не входит, потому что коннотацию имеет неоднозначную, кое-где даже негативную. Вряд ли можно сравнивать ее с красотой. Потом, артистичность можно развить при желании, но самое главное - она не носит априори положительной окраски в общественной цензуре. А в этой цензуре все мы выросли, в этом сценарии, именно поэтому человеку бывает сложно сказать о себе "я некрасивый". Потому что в иерархическом модусе это значит "я омега", а в неиерархическом - "меня заботят странные вещи, потому что в красота, во-первых, не является значимым параметром и у каждого может быть своя".
Вообще, когда человек говорит о себе " я не..." и присовокупливает цензурно одобряемое качество, это может быть, как проявлением проблем с самооценкой (один из вариантов), так и некоей упреждающей агрессией по типу "Что вы хотите от человека с деревянной ногой". Вон выше в одной из веток человек сказал о себе "я плохой" - но с той целью, чтобы к нему не приставали "Как ты можешь так говорить". А вот так могу, потому что я плохой. То есть ему ничего еще никто не сказал - но он уверен, что непременно скажется, и упреждающе ставит защиту.
Точно так же может быть и с "я некрасивый". Например: "Почему ты до сих пор не женился/не вышла замуж?" "Да потому что я некрасивый/некрасивая и никто за меня замуж не идет/на мне не женится". По сути это значит - отстаньте :)
Reply
Вообще, когда человек говорит о себе " я не..." и присовокупливает цензурно одобряемое качество, это может быть, как проявлением проблем с самооценкой (один из вариантов), так и некоей упреждающей агрессией
Можно из масскульта привести примеры: раз и два
В обоих случаях у героинь нет ни малейших агрессии или проблем с самооценкой, хотя некрасивость прямо артикулируется. Причем, если в советской песне объясняется, почему у героини все так хорошо, хоть она "не вышла ни ростом и ни красотой", то песня Наталки вообще написана так, как будто "некрасива" - это такое достоинство : )
Reply
Установки-то меняются. И, ИМХО, в прежних примерах (не конкретно в этих) есть по этмоу поводу некое лукавство. С детства помню - песня была: "Говорят, я некрасива, некрасива - можент быть: но зато навеки могут некрасивые любить".
То есть все равно "Да, но": пусть чайник не блестит, но зато никогда не ломается. Все равно - "купите меня, я полезная в хозяйстве вещь". Вот что страшно-то. Когда вся иерархия идет по степени блеска и способности кипятить.
И кстати, чего у героинь нет - это тоже не так важно, они же искусственные, сочиненные авторами. А я-то говорила о реальных живых людях с реальным бессознательным.
Reply
Так енто... Разве искусство (тем более массовое искусство) у нас перестало коррелировать с содержимым бессознательного реальных людей? Столько тем у вас на художественных примерах разбиралось - начиная от Гоши, который Гога и кончая персонажами анекдотов, а эту почему же нельзя?
Вот про масскульт, ИМХО, для чистоты эксперимента брать надо было современные примеры.
Так я и начала свой спич с того, что раз исторически были периоды такого вот отношения к вопросу, значит в принципе оно возможно, и что я хотела бы вернуть это положение дел взад, хоть и лично для себя. С тем что тренд последних лет предполагает истеричную фиксацию на красоте я спорить точно не решусь.
Собственно, из-за историчности источников я не разбирала и степень эм... личностной автономии героинь - ибо там небезупречно. Вон, в песне, которую Ведищева поет, посыл типа "ты можешь получить внимание противоположного пола без всякой красоты, а с помощью своих коммуникативных способностей" и через это внимание быть "счастливей в жизни всех" :). То есть все-таки сделать хорошо себе,но именно через атнашения, а не многими другими способами. Но меня тут все же больше интересует наличие позитивного восприятия некрасивости.
К тому же цензура - она как виндовс - может существовать в разных версиях у разных юзеров. У кого-то уже сборка времен "Экспоната" установлена, а у кого-то еще времен Ведищевой, причем это еще и с возрастом может не очень совпадать. Вот, кстати, то что вы говорили, про то, что артистизм может восприниматься и негативно - тоже далеко не новейшее веяние, а чуть ли не времен Наталки Полтавки артефакт. А до сих пор встречается.
ПС. Погуглила подробности об опере про Наталку - и, пожалуй, этот пример и правда отзову за излишне почтенным возрастом - это конец 19 века, оказываццо, а не советский период. Хоть и жаль убирать - пример очень выпуклый
Reply
А вернуть такое положение взад лично для себя вы, ИМХО, можете хоть сейчас. Более того, когда я писала пост про синдром чайника, я уже тогда призывала всех к этому :)
Помню, во времена Ведищевой было модно противопоставлять (с легкой руки Заболоцкого?) красоту "внешнюю и внутреннюю". правда. есть у меня поганая мыслишка, что женщин "с внутренней красотой" просто удобно было потом в семье ставить на место. мол, "на тебя, такую страшную, никто кроме меня и не посмотрит".
Reply
Reply
Reply
Вообще, когда человек говорит о себе " я не..." и присовокупливает цензурно одобряемое качество, это может быть, как проявлением проблем с самооценкой (один из вариантов), так и некоей упреждающей агрессией
Можно из масскульта привести примеры: раз и два
В обоих случаях у героинь нет ни малейших агрессии или проблем с самооценкой, хотя некрасивость прямо артикулируется. Причем, если в советской песне объясняется, почему у героини все так хорошо, хоть она "не вышла ни ростом и ни красотой", то песня Наталки вообще написана так, как будто "некрасива" - это такое достоинство : )
Reply
- ужас, какой урод ("смотреть невозможно", "срочно развидеть")
- не обладающий выдающейся красотой, обыкновенный, серенький.
Вот первый вариант более характерен для тренда последних лет с его фитоняшами, гламуром и что там еще есть. А второй употребляется во всех остальных случаях
Reply
Reply
Leave a comment