Я обычно к пятничному вечеру подготавливаю какой-нибудь "вброс", но сегодня просто не могу не поделиться, какую интересную систему НН вчера в
Мастер-классе сформулировал.
Собственно, все части этого паззла давно известны, особенно специалистам, но когда все это собралось вместе...
И что особенно ценно - такой расклад не возлагает на клиента чувство вины, которое нередко навешивают ему психологические догмы: например, что он "не хочет взрослеть". Или - что у него "неразвитый Взрослый". Тут вообще много раз можно говорить "Это не ваша вина, а ваша беда" - но внутренний оценщик все равно будет переводить как "вот такой ты охламон недоразвитый".
А когда расписывается по примерной схеме, как это происходит - то пусть частично, но приходит понимание, что вины ничьей тут нет и быть не может. И становится кроме того видно, где и как можно покопаться, допустим, в себе, чтобы хотя бы на первых порах поправить дело.
Я опять буду излагать в отредактированном/сокращенном варианте, чтобы не нарушать конфиденциальности. Кстати, мы еще уже после работы в МК обсуждали эту тему с НН и кое-что добавили по итогам обсуждения в цитируемый кусочек.
Так что, может быть, и статья получится, но позже. Пока мне это кажется несколько сумбурным, но зерно вроде нащупано.
Опасение "Боюсь стать заказчиком/капитаном своей жизни/самостоятельным человеком, принимающим решения" может расти из одной чудесной системы, которая в нашем социуме распространена довольно широко, к сожалению. Система примерно такова, если схематически: человек не просто боится "прийти куда-то не туда и его за это побьет внутренний оценщик", человек боится потерять картину мира, в которой он доверяет кому-то свою жизнь, как доверяет в первые годы жизни безоглядно ребенок родителю.
Для адекватного развития, в том числе и цензурного, и эмоционального, а также для адекватной социализации человеку необходимо пройти этап развития "сверхчеловек-родитель знает все и всегда выручит меня". Ниже мы будем говорить, что этот этап естественно выходит на завершение годам к трем, причем постепенно. Но не у всех.
Поэтому довольно часто цензурные блоки, закрывающие те или иные темные переулки от анализа, защищают как раз области, где находится "вера в некоего сверхчеловека или сверхсилу, которая поведет меня по жизни за руку". Поначалу просто страшно узнать, что такой сверхсилы нет, и соответственно, защиты нет, и "ты все теперь должен сам".
По большому счету анализ, хоть и происходит от слова "расчленение", обычно ничего не разрушает. Просто посредством анализа добавляются новые сведения к уже имеющимся. И да, картина мира может перестраиваться: но, как правило, вера просто постепенно заменяется знаниями, как собственно и предусмотрено в естественной системе развития ребенка. И если бы тот же иерархический образ мышления некоторых (многих!) родителей не вмешивался в это развитие - период "нужды в све6рхчеловеке" был бы прожит ребенком примерно лет до трех: до того этапа, когда начинает осознаваться собственная личность, формируется ее акцентуационное ядро и начинается период "Я сам": осознание собственных возможностей, самостоятельности и собственной социализации.
Но есть огромное количество детей, у которых родители по тем или иным причинам всячески тормозили развитие этой самостоятельности, аналитичности, прогностического мышления, исследовательского интереса. Тормозили по сути развитие у ребенка внутреннего Взрослого и незараженного внутреннего Родителя. Просто здесь есть явная обратная зависимость: чем самостоятельнее ребенок - тем менее "сверхчеловеком" в его глазах выглядит родитель. Оно, надо полагать, так и задумано, чтобы это происходило не резким скачком, а постепенно, медленно, переходя - в адекватном случае! - к общению с родителя с ребенком как двух взрослых людей вне иерархического модуса. И вот здесь особенно видно, какой урон наносит психологии новых членов социума проблематика людей, которые ради решения своих личных, пусть не всегда осознаваемых проблем - ыв том числе для того, чтобы стать хоть для кого-то сверхлюдьми! - рожают себе детей.
Подавляющее большинство таких детей логично застревает на этапе "я маленький и ничего не могу без сильного родителя". Особенно если родитель еще и награждает ребенка постоянной критикой и всячески продвигает мысль "Да ты вообще ничего не сможешь без меня, ты без меня пустое место" (привет,
синдром самозванца). Но с другой стороны - это тоже не его вина, такого родителя, а его беда. У него наверняка есть свой контаминант и свое ощущение "Да вне роли родителя ты в этом мире пустое место".
В итоге у человека оказываются изначально не наработаны схемы самостоятельного общения с реальным миром, как у малого дитяти (и здесь речь вовсе не об инфантильности), а в таком состоянии реально поначалу вроде бы нужен кто-то сильный, чтобы взял за руку и повел, помог избегать неприятностей, пусть порой и с помощью запретов, и научил понимать окружающий мир: то есть фактически нужен адекватный родитель, которого многие в детстве были лишены, и это место до сих пор в эмоциональном сценарии пустует.
А для полноты чувства защиты в этот период ребенку обычно как раз и нужно представлять, что мама - самая-самая: самая красивая, самая умная, что она знает нечто сверхъестественное, то, что гарантированно поможет ребенку, если он попадет в беду. Не обязательно, кстати, мама, иногда так воспринимают и отца, и обоих родителей. Это естественно на данном этапе. А годам к трем у некоторых детей иллюзия постепенно заменяется знаниями и обретением самостоятельности. И если на этом этапе развития ребенка начать тормозить развитие Взрослого и адекватной собственной цензуры, вместо этого занимаясь контаминацией личности и укреплением бессознательного ощущения "Ты сам не сможешь ничего без сильных мира сего" - то эмоциональные ощущения процесса социализации так и застревают на этом этапе. И во взрослом возрасте человек либо остается зависим от мамы-папы до своей смерти, либо вместо реального сверхродителя, который поможет и все решит, закономерно ищет других людей-заместителей.
И если замещение произошло (в роли заместителя может быть кто угодно: любой гуру любого пола, муж, жена, друг, подруга, звезда экрана и так далее) - объект-заместитель наделяется статусом некритикуемого небожителя и главное - безграничными способностями. И поначалу понять, что это такой же обычный, рядовой человек - сложно, больно, тяжело и страшно. Потому что таким образом, пока здесь еще нет Взрослого и знаний, под ударом оказывается защита внутреннего Ребенка "мой Родитель самый сильный, он меня - бестолкового и слабого - всегда защитит". Ведь если это окажется обычный человек (причем в то время когда сам Ребенок еще слаб и беззащитен) - значит, он и ошибаться может, и защитить сможет не всегда. И тогда опять возникает то страшное чувство брошенности и апокалиптического страха, словно у малыша, который потерял маму в огромной толпе и не может ее найти, и без нее всех боится, потому что не знает, что и как дальше делать и как жить.
И безусловно, такой человек никак не виноват: ни в том, что у него нет навыков самостоятельного выживания и социального функционирования, ни в том, что он пока не хочет отказываться от идеи "защищающего Родителя" и управлять своей жизнью самостоятельно. Он не "не хочет". Он пока не может. Он бы и рад по итогу "не ехать в чужой лес в чужой машине", но другие перспективы пока его просто пугают. Панически. И почему - он наверняка не может логически осознать.
И здесь наиболее эффективен будет, простите за банальность, личный кабинетный/групповой анализ. Может быть, кстати, курсовой, чтобы проходить эти блоки по шажочку. И чем больше вера в могущество родителя будет заменяться знаниями о реальном мире и собственных возможностях (что должно было начаться года в три, но не случилось) - тем боле человек по идее будет обретать способность и тягу к тому, чтобы наконец сесть за руль своей машины и поехать самостоятельно в выбранном им самим направлении.