Из моих учебных и Мастер-классных конспектов: план психотерапевтического процесса с применением трансактного анализа.
1. Установление рабочих отношений. Начинается с момента первого контакта с клиентом и направлено на установление рабочего альянса, определяющего успех дальнейшей работы.
2. Заключение контракта. Психотерапевтический процесс в трансактном анализе базируется на терапевтическом контракте, соглашении психотерапевта и клиента о целях психотерапии, в рамках которого они становятся сотрудничающими партнерами.
3. Очищение эго-состояния Взрослого (деконтаминация). Помощь клиенту в построении адекватного представления о себе, других людях и своей жизненной ситуации.
4. Прояснение эго-состояния Ребенка. В соответствии с концепцией жизненного сценария человек склонен поддерживать и неосознанно проводить в жизнь решения, принятые в раннем детстве в условиях недостатка информации и жизненного опыта. Если эти решения не будут осознаны и прояснены, есть вероятность, что человек будет следовать устаревшим стратегиям, даже если он сознательно выбрал другую линию поведения.
5. Развитие внутреннего Заботливого Родителя. Очень часто источник проблем клиента лежит в неадекватных действиях его родителей в критических ситуациях его детства. При этом деструктивный интроецированный образ родителя продолжает храниться в памяти клиента и проявляться в схожих проблемных ситуациях. Значимой частью психотерапии транзактного анализа является обучение клиента способам самоподдержки.
6. Эмоциональная свобода. Обучение осознанно управлять своими эмоциональными проявлениями в широком спектре эмоций является важным условием решения проблем взаимоотношений и межличностной коммуникации клиента.
7. Перерешение. После того, как клиент осознал ограничивающие решения, принятые им в ситуации из детства, он имеет возможность изменить их, привлекая свои теперешние взрослые ресурсы и возможности.
8. Работа с эго-состоянием Родителя. Принятое решение о новой жизненной стратегии нарушает психическое равновесие клиента. Это ощущается часто, как внутренний запрет следовать новой стратегии или как наказание за попытку следовать этой стратегии, даже если она представляется эффективной в решении проблемы клиента. Разработаны техники, в которых клиент актуализирует внутренний образ Родителя и психотерапевт получает возможность влиять на содержание его внутреннего диалога с целью преодолеть сопротивление.
9. Повторное вхождение в состояние ребенка (речайлдинг). В ряде случаев клиенты не имели позитивного прошлого опыта в своем детстве, необходимого для решения их актуальных проблем. Тогда предусматривается получение ими такого опыта с помощью специально организованных регрессивных психотерапевтических ситуаций.
10. Переориентация. Психотерапия может способствовать существенному изменению личностной структуры клиентов, которое должно быть закреплено в соответствующем изменении их образа жизни.
11. Переучивание. Для осуществления намеченных изменений клиентам могут потребоваться жизненные навыки, которые они по тем или иным причинам не смогли приобрести в прошлом. Для их приобретения в курсе психотерапии могут быть запланированы соответствующие техники.
12. Завершение. Этот этап имеет и самостоятельное значение для того, чтобы гарантировать устойчивость достигнутых изменений без поддержки специалиста. В ряде случаев результатом работы может стать заключение нового контракта для достижения более глубоких и масштабных целей. Тогда этапы вышеприведенного плана будут повторяться с новым содержанием.