О 78 конференции 19 июля: моббинг нестандартных личностей, способы защиты

Jul 20, 2015 19:37

В сегодняшнем конспекте опять много буков. Это тоже скорее всего будет статья, только обязательно после материала про Аспергера и аутизм.
Но здесь я набросаю то, о чем говорили, довольно подробно.

Моббинг - само по себе слово относительно новое, а понятие старое. Корнями оно уходит к двум составляющим человеческого прошлого: стадному инстинкту (поступай как все окружающие) и так называемой эмоциональной эмпатии. НН как раз вчера подчёркивал, что эмпатия бывает двух видов - эмоциональная (я ощущаю то же, что и другой человек, видя проявления его чувств) и когнитивная (я осознаю, что ощущает другой человек, видя проявления его чувств, но понимаю, что это не со мной). Психологи обычно пользуются вторым понятием, что неудивительно: для того, чтобы адекватно помогать человеку анализировать его проблемную ситуацию, важно самому оставаться извне пробирки, в которой идёт реакция, сохраняя ту самую основную для психоаналитика черту - "индифференс". А эмпатия эмоциональная - это ощущения на уровне животного чутья, которое помогает братьям меньшим отличать своих от чужих. А так как человек - животное общественное, то и многим людям это тоже свойственно.

НН приводил пример: когда львы охотятся на антилоп, 5-6 хищников могут окружить целое стадо и отбить, к примеру, одного самца, чтобы им пообедать. Они нападают на него, отделённого, всем прайдом, и, допустим, не убивают сразу: но как только начинают его травмировать - антилопа издаёт крики боли, и для остальных его сородичей это служит сигналом "озвереть и напасть". Потому что на уровне животной эмпатии крик боли вызывает со-чувство, которое в свою очередь провоцирует агрессию как вид защиты. И нередко в такой ситуации стаду удаётся отбить своего сородича даже у нескольких львов: именно по принципу инстинктивной стадной программы "своего защищай, чужого - бей".

Своего от чужого с помощью животной эмпатии обычно отличают с помощью запахов, звуков и прочих бессознательных впечатлений: то, что называется "звериное чутьё". И тот, кто "не свой", оказывается изгнанным из стада.

Человеку, опять же как животному, пусть и социальному, по наследству досталось это качество: способность на уровне ощущений отличать своих и последующая групповая агрессия к "чужакам". Собственно, слово "моббинг" происходит от слова "толпа" и эксплуатирует в первую очередь то самое стадное чувство, опирающееся на животную эмпатию. Человек с развитой животной эмпатией, приходя в социум, довольно быстро "чует", кто тут старший, кто подчинённые, и как быстрее всего вписаться в штатную иерархическую систему. Однако такой врождённой возможностью обладают далеко не все люди. На конференции был вопрос - все люди умеют "чуять структуру", но почему не все собираются в стаи для травли? И НН ответил: что умеют как раз не все. И кто умеет - тот и собирается в стаи, а точнее - в стада, для травли чужаков, чаще всего среди своего социума.

Чутьё - это составляющая нашей "животной части". Чем более развиты человеческие свойства - логика, интеллект, анализ, - тем менее обычно выражено это "животное чутье", потому что на месте бессознательных ощущений у такого человека - логика. А проявление "эмоциональной эмпатии", или "животного чутья", соответственно ослаблено.

По своей сути любой моббинг - зародыш фашизма, делящего социум на своих - хороших, высших, и чужих - плохих, низших. И здесь НН вспомнил все известные фильмы про разведчиков: вот примерно так же, как разведчику в тылу врага, нестандартной личности приходится существовать в стандартном иерархическом социуме буквально всю жизнь. А разведчику, чтобы его не разоблачили, бывает важно все время следить за самыми вроде бы незначительными деталями: костюм, выражение эмоций, реакции и т.п. Стоит ему проколоться - и на него часто окажется направленной вся накопившаяся у его окружения стадная агрессия. Кстати, НН подчёркивал, что групповая агрессия - именно стадная: у стаи агрессии обычно нет, когда стая охотится - это примерно то же самое, как семья занимается шопингом в торговом центре. А у стада агрессия чаще всего - способ защиты, и это, увы, агрессия слабых, которая проявляется только совместно, никак не один на один.

И что любопытно - где-то ранее мы уже упоминали о том, что подчас нестандартная личность воспринимается стандартным социумом как угроза: их ригидности, стабильности, и общей картине мира. Для многих людей крайне мучительно и страшно перестраивать своё мышление (а точнее, ту цензурно-сценарную картину мира, которая у них сложилась). И поэтому их агрессия направлена на того, кто не такой, как все, кто чужак, кто одним своим существованием расшатывает то мироустройство, которого они придерживаются. Потому что если его не преследовать и не гнать - он может стать вариантом нормы и эту норму подвинуть. А это страшно.

И ещё аспект: опять же как уже упоминалось, коллективу слабых непременно нужен какой-то изгой, омега: так как в иерархическом социуме это обязательный момент. И притом каждый боится, что омегой могут сделать его самого, поэтому - кто угодно, лишь бы не я. И этот страх, столь же стандартный, тоже объединяет и заставляет нападать стадом на того, кто не такой как все - и значит, будет омегой.

Тут же не могу не упомянуть становящийся обыденным постулат про "дети жестоки". Почему? Откуда это взялось? Увы, в социуме иерархической направленности жестоки обычно те дети, которые изначально являются забитыми омегами в своих семьях. Один из френдов недавно спрашивал меня про "изначально проблемных детей" - не помню, говорила ли я тогда, что во времена моей педагогической работы, 20 лет назад, не было термина "проблемные дети", было выражение "дети из неблагополучных семей". Дети, потребностям которых либо уделяют все внимание в семье, либо не уделяют никакого. Именно такие дети становятся жестокими в новых коллективах, а таких детей - увы, большинство.

Безусловно, есть целые коллективы, где моббинг нестандартных личностей в принципе не в ходу: это коллективы, прежде всего объединённые общей направленностью, не подразумевающей иерархической соревновательности. Так сказать, коллектив по интересам, в котором каждый участник решает свои задачи, не конфликтующие с задачами остальных. И кроме того - моббинга не бывает в коллективах, где все заняты теми или иными размышлениями, где мозг настолько загружен, что выяснять, кто тут свой, а кто чужой, не имеет потребности.

А две основные причины моббинга - это иерархический прессинг, ведущий к накоплению внутренней агрессии, плюс интеллектуальное безделье. И как составляющая иерархии - доминирование животного, стайного начала. Здесь можно вспомнить, как о "стайном начале" писал юзер ФБ, рассказывающий про слово "быдло".
А формы моббинга могут быть самые разные, как прямые, так и косвенные. И косвенные, на уровне подковёрных интриг - как правило, бывают чаще и бьют больнее. Когда в лицо улыбаются, а за спиной делают гадости.

И самое печальное - что для любого человека с шизоидной (психастенической) акцентуацией моббинг в иерархических коллективах гарантирован с детства. Потому что они - "не такие", у них нет "животной эмпатии" и поведения на уровне "ну это же всем и так известно". По этой причине большинство из них становятся замкнутыми, не стремятся к социальным контактам в принципе и обретают клеймо диагноз "аутист". И чаще всего моббинг для такого ребёнка начинается уже в семье.

Ведь если говорить, как от подобного моббинга защититься, то ребёнку важно своевременно, ещё загодя, до вхождения в его первый коллектив, получить навыки социального общения (и чем позже это происходит, тем сложнее переносится). И роль адекватного родителя здесь - то, что можно назвать "тайный советник": не того, кто влетает фурией в детсад или школу "кто тут мою деточку обидел", а если хотите - коуча, консультанта, помощника в анализе и в обретении опыта. Увы, сегодня в нашем социуме таких родителей исчезающе мало. Но в обучении ребёнка адекватному взаимодействию с социумом и социальной адаптации (не прогибу и послушанию за счёт поломки собственной личности, а именно адаптации!) крайне важно наличие столь же адекватного, аналитически мыслящего взрослого. Родителя, педагога, тренера, в конце концов - психотерапевта, который в итоге поможет человеку вырастить собственного внутреннего Взрослого и обучить его адаптационным премудростям.

На конференции был вопрос: почему иногда помогает средство "перевести ребёнка в другой сад, школу, класс"? почему в новом коллективе иногда удаётся избавиться от моббинга?
НН подчеркнул, что здесь основное слово - иногда. А вообще изменение в системе "человек - среда" может случиться только тогда, когда либо среда стала качественно иной, либо человек поменялся (приобрёл некий опыт, знания, в большей степени стал рулить ситуацией и т.п.). Или оба момента произошли одновременно, тоже вариант. Но в любом случае в этой системе нечто качественно поменялось. Вот на этих условиях переход в другой класс, школу, рабочий коллектив может дать свои плоды.

То есть основное средство против моббинга и страховка от него - это информация. О том, что творится в личности самого человека и в головах окружающих его людей. Потому что стать "таким, как все" на том самом стайно-животном уровне для такого человека - невозможно. Это реально означает потерю его самоидентификации, ломку личности и как итог - социальный суицид. И здесь логика, анализ и знания могут стать более эффективной защитой и страховкой. Многие специалисты подхватили модный термин "психологическое айкидо", но НН сказал, что предпочитает не пользоваться этим термином, ибо в нем таки содержатся борьба и агрессия, и предлагает термин "психологическое самбо". То есть - самооборона без оружия. Только силами собственной личности и собственных ресурсов, но используя ее максимально эффективно.

И опять же, начинается осваивание психологического самбо с подробного анализа конкретной системы "человек - среда": каковы возможности и проблемы данной конкретной личности, и плюс к тому - принципов функционирования определённого социума (социально-матричный анализ).

По словам клиентов НН, больше всего в ситуациях моббинга их угнетает следующее: "Я не понимаю, что и по каким закономерностям происходит. Я не могу управлять ситуацией". Но если изучить особенности и нюансы собственной личностной структуры, а так же то, как работает данная социальная машина - у человека появляются рычаги управления ситуацией, то есть своей собственной жизнью и окружающей обстановкой он уже сможет рулить сам. Да, возможно, произойдёт это не одномоментно, обучение займёт некоторое время. Но в роли того самого "тайного советника", коуча, который будет приходить на помощь по запросу, будет психотерапевт. До тех пор, пока клиент не ощутит полную независимость и не сможет управлять своей жизнью сам. Как часто говорит НН, цитируя кого-то из коллег, главная его задача как психотерапевта - чтобы клиент от него ушёл. То есть - чтобы клиент научился управлять своей жизнью без терапевтических костылей: обращаясь за новой помощью тогда, когда сам решит, что она ему нужна.

Следующая конференция будет последней перед отпуском, и ее мы отвели для вопросов по данной теме.

наши скайп-конференции, иерархическое мышление

Previous post Next post
Up