Вчера на конференции говорили о том, как формируется родительский сценарий. И что он складывается из двух составляющих. Первая - то, что ребенок слышит от родителей - то есть все адресные родительские наставления, как прямые, так и косвенные (типа "ты еще маленький водку пить"). А вторая - то, что он видит и наблюдает в жизни родителей, все их действия, разговоры и реакции, оставляющие тот или иной след в его восприятии.
Безусловно, это не значит, что для "позитивного сценария" родители должны быть ангелами с крыльями и постоянно рассказывать ребенку только про розовых пони. Тут куда важнее в первую очередь не устраивать детям "разрыв шаблона" по принципу многократно уже нами упомянутого эпизода из фильма "Маленькая Вера": когда отец рассказывает дочери о вреде курения, при этом не вынимая сигареты изо рта. Кстати, проходя вчера по журналам моих новых френдов, я столкнулась с замечательной фразой-цитатой:
"Мама всегда говорила мне, что врать нехорошо, но она забыла упомянуть, что это касается только меня".
Здесь хочется сделать одну оговорку по поводу осинок и апельсинок, уже по следам дискуссии в
посте про чайник: все равно нельзя сказать, что ребенок "состоит из того, что вложили в него родители, и значит, никуда не денется из колеи родительских проблем". Вовсе нет: всё, что ребенок воспринимает от родителей, он определенным образом переваривает и в какой-то степени видоизменяет. Особенно если помнить, что сценарий все-таки складывается не из непосредственных указаний и примеров, а из того, как эти указания и примеры воспринимает каждый конкретный ребенок с учетом особенностей своего бессознательного. Если, к примеру, двоих детей с разными особенностями работы ЖКТ кормить молоком одной матери, то усваивать и переваривать эту пищу они могут по-разному. Так же и со сценариями.
Плюс еще то, что кроме семьи, ребенок читает книги, смотрит фильмы, общается в других социальных кругах - семьи друзей, детский сад, школа, сообщества по интересам и так далее: то есть родительский сценарий в полной мере формируется не только родителями, но всем социумом, в котором ребенок живет.
Родительские сценарии в стадии формирования хорошо заметны в детских играх. Одна из самых показательных в этом плане игр - дочки-матери.
Кстати о гендерном воспитании - принято считать, что игра эта для девочек. Что, собственно, следует из самого названия. В нее обычно играют девочки со своими куклами. И когда волею случая к игре хочет прибиться скучающий мальчик - ему обычно достается роль папы. Что делает папа? В каких-то случаях его "посылают на работу" (тогда мальчик обычно удаляется куда-нибудь, понимает, что обратно его не ждут, и начинает играть во что-нибудь сам с собой), а иногда мальчику предлагают выполнять домашние папины функции: например, "а ты ложись на диван, храпи и не мешайся".
В общем можно сказать, что родительский сценарий - это в какой-то степени "базовая жизненная программа". Причем чем меньше он накладывает вероятных ограничений по принципу "ты никогда не должен" и/или "ты обязательно должен" - тем он позитивнее и продуктивнее для ребенка.
Было еще много интересных тем - и как одинокой маме воспитать мальчика с адекватным родительским сценарием, и как размывание гендерных границ увеличивает адаптивность ребенка, и как меняются "глобальные родительские сценарии" - но все это очень трудно изложить в одном посте. Так что интересующимся предложу просто
приходить и слушать наши конференции.