Apr 21, 2011 04:54
Таиланд - страна, заточенная под туристов. Май инглишь из нот флюинт. Почти все аборигены говорят на аглицком языке, но даже если ты сам не «дую спик инглишь», это не помешает тебе погонять по островам, погулять по Бангкоку (БКК), увидеть и почувствовать всё то, что никогда не получат глаза и другие органы чувств, туриста в Патайе или на Пхукете.
Если нужна квинтэссенция, езжайте на Ко Панган (Ко - это значит остров). Панган уже конечно не тот, что пять лет назад, когда я попал на него с туристической картой острова в руках, на которой шариковой ручкой друзья отметили самые интересные на их взгляд места.
Панган - типичный тропический остров с пляжами разного цвета песка, слонами, плетёными бунгало за 10 баксов и, спрятанными невдалеке от берега (а на маленьком острове берег всегда недалеко) комфортабельными виллами за полторы Штуки грина в МЕСЯЦ, незамысловатыми деревушками аборигенов, водопадами и джунглями, абсолютно настоящими уже в десяти метрах от дороги. Именно дорога и делает его очень удобным. Арендовав «аутомотобайк» за 10-20 долларов в день ты можешь просто двигаться по его бетонке, иногда вдоль берега, порой заезжая куда-то вглубь, выбирая себе место на одну ночёвку, а утром, продолжая движение. Даже в "высокий сезон" найдешь всегда то, что тебе подходит по деньгам, комфорту и пейзажу.
Осторожнее с байками! Я даже не о левостороннем движении, к нему тело привыкает быстро. Просто поначалу ветер свободы сносит крышу. А свалиться с мотика в Тайланде неприятно. С одной стороны, медицина очень хорошая, везде, и недорого (а по страховке беплатно), с другой - рваные раны в местном климате просто не заживают. Наши организмы не умеют бороться с тропическими бактериями. Это всё по личному опыту :-)
Ночь в непритязательном бунгало на самом берегу с душем, вентилятором, туалетом (почему даже на пустом берегу Индийского океана, в пятидесяти километров от ближайшей трассы, мы находили белоснежные шатры с вмонтированным прямо в песчаную почву унитазом, а четверть населения моей родины всё ещё имеет «удобства на улице»???) и, возможно даже марлевым пологом над кроватью, может обойтись в 20 багсов. Если ты поселишься здесь на трое суток, то цена упадёт значительно. Но останавливаться преступно перед безграничностью пейзажей, пляжей, джунглей. Джунгли, кстати, представляете? И вправду, передвигаться через них невозможно, если нет тропы, ВСЕ растения разные, честно, невозможно найти две одинаковых веточки.
Как-то раз, по причине «Фул Мун пати» мы жили в Тансале в семейной гостинице каких-то бабушки и дедушки. Просто трёхэтажное здание, увешанное фотографиями их детей и племянников (ну и короля, конечно). Мы заплатили где-то 50 рублей на наши деньги, мне очень понравилась экзотика, например то, что под окном был тайский сэконд-хэнд, там есть целое направление торговли впаривающее туристам вещи других туристов, оставленные ими в номерах, гэстхаузах и просто на пристани, и бизнес вечный, ведь каждые туристы, приезжая что-то покупают, а покидая остров, избавляются от лишнего груза. А ещё экзотично было то, что на ночь первый этаж (язык не поворачивается его назвать - ресепшн) закрывали жалюзи и бабушка, не владеющая аглицким, жестами показала нам где приставная лестница на третий этаж.
Но в любом случае ты найдёшь себе жильё или ночлег по нормальной для тебя цене, если ты не притязателен и ищешь именно приключений, а не групповой экскурсии на фабрику жемчуга.
Если ты приехал на Панган в самом конце месяца или его первый день, то ты можешь ещё съездить на мыс Кадрин на Фул Мун Пати и рассказывать потом знакомым, что побывал на азиатской ибице. На мой взгляд водка с энергетиками пластиковыми вёдрами, таблетки россыпью в руках белозубых в свете дискотечной техники «фрэндов» тайцев, и парни выстроившиеся в кромке прибоя ссать семикилометровым забором по всему пляжу, не самое лучше тайское развлечение, но вообще попасть на всемирный (а не какой-то там Казантип) казантип - интересный опыт для любого человека. Отвратительно тебе это или восхитительно, но ярко и похоже на то, если бы продюсер Тарантино снял совместный фильм с режиссёром Феллини. Причём хороший фильм.
Не советую гонять на Кадрин на Байках, особенно на Фул Мун Пати и с него. Прямо перед подъездом к мысу, горная дорога превращается в несколько отвесных асфальтовых горбов. Это совершенно реально, если ты остановишься, аутомотобайк просто упадёт. Такая ситуация может легко случиться, если на байке двое. Ну просто не хватит мощности движка, остановится байк и вместе с пассажирами свалится вниз, потеряв центробежную силу. Лучше ездить туда на островном такси - японском полноприводном грузовичке с тентом, в кузове которого скамейки на восемь десять мест.
В общем Панган красив и разнообразен. Последние годы там хватает и настоящих пятизвездочных отелей с системой «всё включено». Добраться на Панган можно либо поездом из БКК до Суратани, а там автобусом до парома и часа три морем, или с Ко Тао катером за полтора часа, кажется. Ну или с Самуи, куда долететь самолётом, но это не дёшево и не так интересно, как провести 13 часов в тайском поезде. Говорят надо брать второй класс, но мы, в первый раз, ехали третьим и получили прекрасный опыт. Кстати, билетов во второй и первый класс просто не было в кассе, а мальчик за стеклом, отказывался продать нам последние два в третий, потому что белым туристам лучше ехать, хотя бы во втором.
Да и автобусы из Бангкока тоже ходят в Суратани недорого и часто. Тайка насыщена автобусными, морскими, железнодорожными и авиа маршрутами. Причём, совершенно не обязательно их прокладывать самому. Надо просто зайти в любую застеклённую лавку с кондиционером, там сидит тёхана, которая узнав пункт назначения сама умело и стремительно прокладывает тебе маршрут вроде: таки, трэйн, бас, бот, бас. Или в любом другом сочетании. У неё уже готовы все билеты, если вы сошлись в цене (а можно походить по всем 150-ти лавочкам одной улочки и найти то же самое в два раза дешевле), она скрепляет тебе степлером пачку билетов, дажё наклейку на одежду, на которой написано название её фирмочки и говорит, во сколько подойти к этой же двери, где тебя посадят в первый бас, и потом уже будут улыбчиво провожать и пересаживать, передавая с одних тайских рук в другие.
Это делается не для того, чтобы ты не сбежал, а чтобы не потерялся на очередной пересадочной станции. Вообще эта система, так или иначе работает во всей Юго-Восточной Азии, но изобретена она именно тайцами и только у них работает без сбоев и конфликтов. Дёшево, быстро и ПРОСТО ты падешь в любую точку Тайланда, почти не прилагая умственных усилий.
Так из Бангкока на Ко Тао, с помощью такой же турфирмочки, ты едешь маршрутом: бас, спидбот. Спидбот идёт часа три, примерно то ли за тыщу, то ли за три бат. Дорога вообще самое дорогое в Тайланде, хоть по отдельности кажется мелочью. Например с пятичасовой морской трип с Самуи на Ко Тао обойдётся бат в 450 (400 рублей). Но если ты меняешь острова часто, надо закладывать ещё и суммы на первые часы или день на острове. Он самый дорогой. Приехав утром, уже к вечеру ты понимаешь, что переплатил с утра в два раза, а то и в три, за каждую услугу, каждую еду и каждому лодочнику. К вечеру всё становится дешевле. Но это надо пройти, практически, каждый раз.
Ко Тао - общепризнанный дайверский остров, потому всё жильё у кромки моря кажется дорогим. Но как на любом острове надо просто убить час-три на поиски подходящего тебе по деньгам, комфорту и пейзажу. А рыбы там, и вправду, в большом количестве, даже в самый не сезон. И море прозрачное, как ивкусто.
С Ко Тао есть проблема, он представляет из себя просто небольшую горную гряду в море. Дороги есть, но на сами пляжи гонять на байке - удовольствие сомнительное. В какой-то момент, за пару км от искомого места, и асфальтовая и просёлочная дороги просто приобретают уклон в 80 градусов. И не надо брать квадроцикл, если ты не мастер спорта ГОРНОЙ езды на нём. Проще всего прямо в порту заплатить 500 рублей таксисту, чтобы отвёз на плая Аулег. Пожить день на ОЧЕНЬ красивом побережьи, а потом заглянуть в туристическую карту и поехать ещё куда. А можно и в городке портовом тусоваться. Там другой пляж, но терпимый. Остров ОЧЕНЬ красив и не пафосен, несмотря на дайверскую тусню. И людей (белых) ни нём никогда не бывает много.
Карты острова, которые и бесплатно и за деньги лежат в каждом магазинчике и баре, прекрасный кладезь информации. На них отмечены дороги, водопады, зоопарки, слоновники, храмы и нарисованы все пляжи, причём так, что уже можно понять хочешь ты туда или нет. Мы всегда хотели туда, где или не указаны отели, или из всего парочка на несколько километров песчаной линии. И прибывая по такой карте в выбранное место, всегда находили то, что нам надо.
На любом острове, помимо сувенирных лавок, есть магазины вроде Фэмали Март и Сэвен Элевен, заточенные под твой европейский желудок и вкус. И на любом острове есть аборигенские РЫНКИ, где свежая рыба и всё многообразие фруктов.
Фрукты в Таиланде САМЫЕ вкусные из всех, что я пробовал. После Тайки мы погнали в Индию и жутко обломались от тамошних апельсинов и бананов, не говоря уж об ананасах. Следующий облом был на Кубе. Ну а от Филиппин и Малайзии мы уже ничего особо и не ждали. И вообще тайская еда самая вкусная и полезная из всех перечисленных стран. Питаться надо прямо в тех кафе, где едят местные (но следить, чтобы не очень далеко от туристических маршрутов, совсем местную еду есть невозможно из-за остроты). Просто надо говорить в кафе волшебные слова - «мидл спайси» (это для смелых), или «ноу спайси» - спайси всё равно будут, но уже вполне удобные. Том Ям суп, конечно надо попробовать и лапшу жаренную с курицей или креветками. Жуков требовать не надо. И змей жрать не обязательно. То есть, конечно, в Патайе от этого никуда не деться, нои в самой глухой глуши, я ни разу не видел, чтобы самые бедные тайцы жрали гусениц. Жареные тараканы это типа наших матрёшек. Оглянись вокруг себя, сколько матрёшек ты насчитал? Ну, хотя бы в кладовке у тебя есть матрёшка? А у твоих друзей ты матрёшек часто встречаешь?
Впрочем, живя трое суток на Пи Пи Ле, мы завтракали и ужинали с местными егерями и, кажется, ели крыс, но было вкусно и отказываться было глупо. Они очень хорошо к нам отнеслись, поставили палатку в своём заповеднике и денег почти не взяли. Говорят сейчас Пи Пи Ле уже потерял статус национального парка и на его маленькой плоскости каждую ночь заселяются по пятьдесят бэкаперов. А мы там жили трое суток одни. И в Тайке ещё полно таких мест, пусть на них и не снимался «Пляж», но там ты можешь оказаться один или вдвоём, или небольшой компанией в удивительной красоте.
Все тайцы вокруг тебе улыбаются. Это не значит, что все они добрые, это просто традиция такая. Но они и не злые. Более того, они заточены тебе помочь в любой твоей туристической ситуации. Прямо как пожилые петербуржцы, которых если спросишь, как пройти на Рубинштейна, так возьмут за руку и доведут до нужного дома.
Есть два жёстких правила: никоим образом не оскорбить короля. Вот например, в сторожке егерей на Пи Пи Ле каждый вечер врубался генератор. Пятеро тайцев садились у телевизора, чтобы посмотреть НОВОСТИ ПРО КОРОЛЯ и затем, обычные новости. Вдруг там тайфун какой объявят. Мы уже дружили, и я спокойно сел перед телеком. А надо сказать, пожилой монарх на трети своих портретов изображён с зеркалкой Кэнон и учился в молодости в Америке. Прогрессивный, но пожилой человек. В молодости он любил американские диксиленды. И вот заставка новостей о короле. Всё в золотых орнаментах, очень торжественная нарезка кадров королевской семьи и музыка: тадада-та-та-тадада-дада, тададада-тада-та. Очень трудно было не заржать, но надо стараться во всех подобных ситуациях. Король - святое! Какой-то австралиец закидал его портрет краской и его посадили на несколько лет. В ТАЙСКУЮ тюрьму. Десятки европейцев казнили за последние годы за контрабанду и транспортировку наркотиков. Казнили, понимаешь? Но при этом просто купить что-то из веществ на острове, похоже не составляет труда. А частная лодка вообще не считается территорией Таиланда, поэтому банчат именно лодочники, помимо барменов многочисленных растабаров, конечно.
Бангкок. Для начала, прямо из аэропорта на такси (бат 400) едешь на Као Сан (типа Старый Арбат). Несколько кварталов, где и живут, обитают, гуляют, напиваются и тусят все белые туристы и бэкаперы. Таксист довезёт до самого центра и останется пару часов походить по улочкам, чтобы снять номер. Ценники начинаются со 100 бат (это где жил Дикаприо в самом начале фильма «Пляж». За 350 уже можно найти приличную комнатку с кондеем. За тыщу, можно претендовать на бассейн на крыше и облуживание в номерах. Но надо просто походить и самому взглянуть на несколько гостиниц, чтобы иметь выбор. Мне попадались места, когда просто сворачиваешь в подворотню и попадаешь во внутренний тихий сад, с бассейном в центре и окнами номеров вверху. Очень дизайнерски, кстати, выглядевшее место, и очень недорогое, не помню сколько, но соответствие «цена-качество» было просто неожиданным.
В БКК есть на что посмотреть. Всё это видно на той же туристической карте. Самый дешёвый вид транспорта - такси. Просто садясь в него надо сказать таксисту волшебную фразу «такси-метр», и он безоговорочно повезёт тебя в любую точку по счётчику. Я никогда не платил в Бангкоке за такси больше 80-ти бат (и это казалось дорого). Ну исключение - аэропорт, 300-400 (ехать правда далеко и в эту цену входят ПЛАТНЫЕ дороги). На мотоколяске можно прокатиться ради экзотики, но дорого, и реальный смог вокруг.
БКК абсолютно безопасен. Дойная туристическая корова - очевидна и записана на подкорке каждого тайца. Ты нужен здесь и сегодня и в каждый следующий раз. Когда в самый первый день мы попросили оставить вещи на ресепшене, который был прямо на улице, тайки показали нам на тротуар, мы подумали, что они издеваются, но это именно так. Просто ставишь сумку возле гостиницы утром, к вечеру приходишь, забираешь, несёшь её в номер. Не ну конечно, с деньгами мы экспериментов не проводили, и фотики носили с собой, ведь говорят, бывает. Но именно БЫВАЕТ.
А последний раз в Бангкоке я делал так: выходил за пределы зоны Као Сан и просто шёл туда куда мне интересно в радиальном направлении. Уже через час я оказываля в абсолютно сказочных местах, где других белых не было, а самое большое я отходил на три часа вбок от Као Сан. Там было ещё интереснее, дешевле и красивее. Потом я возвращался, порой спрашивая направление у встречных. Эскюзьми, тел ми плиз, вэа Као Сан? И просто улыбка и жест рукой в сторону нужную мне. И ни разу в Бангкоке мне не было чувства чего-то криминально опасного, что бывает, когда выходишь ночью в Питере за угол, купить сигарет. Я заходил во дворы и какие-то заведения, пил пиво с дедулями в районной пивной и бродил по пустым буддийским монастырям. Всё спокойно и безопасно.
В первый приезд мы сходили и на улицу На На, крупнейший в мире супермаркет порока, вроде трансвеститов и каких-то невероятных по своей «матрёшечной» экзотике «эротических» шоу. Прямо пятиэтажный супермаркет. Как трип это тоже интересно и безопасно. Только приходится походя объяснять каждому грустному трансвеститу, почему тебе не нужны его услуги, ведь он сам утверждает, что почти как женщина, и вообще вери чип.
Да! В БКК штук семь огромных пяти-семи этажных молов с одеждой. Очень модной и хорошо сшитой. Там отовариваются тайцы, которые потом отоваривают туристов. Цены просто потрясающе низки, а купить что-то подобное по качеству и дизайну в России трудно. Даже в бутиках придётся поискать. Детские вещи так мы увозили последний раз сумками. Розовую искусственную шубку за 300 бат видели потом в Московском детском магазе за 4600, что ли? Ну и всё остальное в такой же ценовой амплитуде.
Самуи? Не знаю. То есть знаю наоборот. Я там арендовал машины и объехал за две недели всё. Мне кажется обычный такой сочи себе. Ну, сгонять за рулём джипа (за 800 бат в сутки) в горы, ну, погонять по всем точкам туристической карты, водопады красивые, да. Хороший дом недалеко от побережья можно снять за 15 тыщ бат в месяц. Но именно в месяц, в Тайке работает правило, чем больше срок аренды, тем она дешевле. В геометрической, буквально, прогрессии.
На Самуи можно уже после Бангкока, Ко Тао и Пангана. Самуи большой, насколько я помню по спидометру, круг по основной дороге вдоль берега - 75 километров. Да! На Самуи очень прикольные ночные ярмарки. Именно тайские, что-то вроде наших народных гуляний по причине масленицы там или седьмого ноября. Короче, ярмарки с тайской едой, барахолкой, непонятными моему мозгу лотереями, и обязательным трёхчасовым концертом местных рок-групп. Они прекрасны, но не пытайся дослушать песню до конца. Я однажды специально засёк хронометраж одной композиции - 47 минут. Ярмарку легко опознать прямо с дороги по светящимся бело-красно-синим люминесцентным лампам, натыканных горизонтально вдоль трассы.
Но большой остров лучше брать после маленького. В миниатюре все законы и приколы понимаешь быстро, затем на крупном масштабе применяешь.
На каждом острове есть лодочники. Такси-бот, называются. Такси и есть, по сути. Они недорого могут отвести на пляж, куда дороги нет, или на соседний островок, где ещё красивее, потому что просто природа. Пользоваться лодочниками, после небольшого навыка торга, удобно и практично, несмотря на то, что обычно выглядят они как пираты.
Да, я говорю об островах, на которых был подробно и куда могу описать маршрут. А вообще, можно просто услышать от кого-то про какое-то чудное место, поверить, и поехать по карте, нарисованной на салфетке, каким-то пьяным англичанином на Као Сан. Почему бы и нет? Вай нот? У каждого свой Таиланд :-)
такси-метр,
Таиланд,
Ко Тао,
Бангкок,
такси-бот,
Самуи,
Као Сан,
БКК,
бас,
бот,
Ко Панган