Лет пять назад я впервые полетел в Стамбул. И сразу бизнес-классом Аэрофлота.
Это фото сделано на пару лет позже, когда я был в Стамбуле второй раз
Билеты мне купила принимающая сторона. Я до последнего не знал имени клиента. От меня хотели консультации на изменение бизнес-имиджа мультимиллионера. Сентябрьским утром в аэропорту Стамбула меня встретил огромный лысый турок-водитель на бронированном чёрном мерседесе. Примерно через час я сидел в шикарном собственном ресторане клиента в огромном дорогущем молле, где даже бутик Армани был возле туалета, а в хрустальном кубе, вызывающе крутилась на подиуме Феррари.
За столом сидело человек 8, но говорили только мы вдвоём. Он был умён, харизматичен и совершенно не выглядел на свои годы. Помнишь, был такой вирусный ролик про мускулистого 50-ти летнего миллионера возле бассейна с тёлками в бикини, который потом оказался обычным актёром? Вот, с виду, прямо такой, но настоящий. В процессе он, наконец, назвал свои имя и фамилию, предложив погуглить. Ну, я забил в поисковик. Поисковый запрос показал страшное… CNN, BBC и даже НТВ рассказывали про него такое, что надо было вскочить, выбежать из его ресторана и… Я не назову ФИО, но ближайший аналог - Пабло Эскобар, наверное. Бежать мне в Стамбуле особо было некуда. Кажется, у меня с собой даже не было валюты. И мне было что ему посоветовать. Выслушав мои предложения по изменению своего международного имиджа, он сказал:
- Прежде чем вас пригласить, мы, конечно, навели о вас справки. У нас компании в 14-ти странах, в том числе в России. У нас были очень хорошие отзывы о вас в Москве, поэтому вы сейчас здесь. Но были и плохие…
- И какие?
- Ну… Однажды нам сказали, что вы - мошенник.
Через два часа интересного знакомства, в чужой стране, в многонациональной компании его руководителя охраны, каких-то психологов, пиарщиков и бизнес-партнёров это было неожиданное и резкое заявление. Как удар под дых! Отвечать надо было быстро:
- Вам сказали неправильное слово. Часто путают. Я не мошенник. Я - авантюрист.
Это пояснение его полностью устроило. Мы общались до позднего вечера, и он заставил меня попробовать каждое блюдо его ресторана, хотя бы надкусить... Половина его свиты уже откровенно засыпала, а мы ещё обсуждали такие вещи, о которых поговоришь далеко не с каждым.
Типичная такая история про меня, в принципе. Но суть не в пафосе или уровне какого-то тарантиризма ситуации. Я, кстати, так и не взял с него ни лиры. Самолёт улетал утром, и он предложил мне того водителя турка-головореза с бронированным мерседесом, чтобы я посмотрел Стамбул. При этом спросил, что бы я хотел увидеть? Поскольку он хорошо говорил по-русски я нашёл подходящее слово - «ебеня». Он посмеялся, перевёл водителю. Тот улыбнулся почтительно и всю ночь возил меня по каким-то офигенным закоулкам Константинополя, начиная с бедного района, в котором вырос сам. Кормил, поил и останавливал бронированный мерс в любом месте, где мне казалось интересным, вообще не считаясь со знаками и правилами турецкого ПДД.
Суть истории, в том, что мир состоит из слов. В языках множество синонимов, но между словами мошенник и авантюрист есть огромная разница. А люди часто этого не видят.
Вот, прямо на уровне «добрый-слабый», например. Звучит почти одинаково, но разное.
Да, если что, на контракт с ним я не пошёл. Там были огромные риски, во всех отношениях. Имя его я не назову. Но это был один из самых интересных людей, которых я встречал в жизни. И его основной запрос был именно о том, как изменить слова, которыми его называют международные СМИ.
Всё вокруг нас состоит из слов. Они, вроде похожие бывают, но часто смысл очень разный.