Быков против ПТУшников. Почему Цой останется, а Быков времянка

Feb 04, 2019 11:50

Эту стенограмму "лекции" Быкова о Цое уже пару недель обсуждает фээсбуковская общественность. Одни соглашаются с «великим русским писателем и публицистом» современности, другие ругают мнение(я) «либерального философа».




В моей жизни с Цоем связаны сразу две яркие истории. Первая: я реально был на концерте «Кино» в 1989 году. В разгул самого безумия перестройки нам прямо в школе закрытого уральского города продавали билеты на концерты в Екатеринбурге. И я даже не упомнил, на что именно я ещё съездил. А вот концерт Цоя был очень необычным и ярким. Его трудно забыть, в принципе. Почему? да потому что все остальные советские звёзды между песнями зачем-то рассказывали байки, выражали своё мнение или даже отвечали на записки из зала…

Цой вышел на сцену дворца спорта (я сидел на каких-то почти боковых, но очень удачных метах, до сцены было метров 30) и просто начал петь песню за песней. Мощно и без сантиментов. Так же резко, без всякой лирики (Быкову не хватает лирики в его песнях), ушёл со сцены. Мы с одноклассниками сожгли, высоко поднимая над головой, половину моего учебника по биологии, который оказался у меня с собой.

Был ли этот концерт для меня общественно-политическим откровением? Наверное нет. Это просто был самый крутой рок-концерт в моей жизни, хоть, в принципе, я не особый фанат «Кино». А следующая история как раз про фанатов.

Я работал корреспондентом петербургского телеканала, когда меня послали снять репортаж с ежегодного слёта фанатов «Кино» на могиле Цоя. Год, наверное, 2001-й был. Оратором со мной поехал Серёга Леонов - похожий на Гошу Куценко, его даже часто принимали за этого артиста в модных ночных клубах, в которые мы ходили иногда вместе.

Нам с Серёгой было о чём поговорить в дороге. А на месте, конечно, мы просто офигели. Не знаю, сколько именно киноманов там собралось. Может тысяча или больше. Они бродили по кладбищу, выпивали на могильных плитах, плотным кольцом окружили главную для них могилу. Первым ярким для меня моментом было тело на одной из аллей. Одетое, как положено киноману во всё черное, оно лежало недвижимо и Серёга на длинном фокусе снимал, как мимо проходили, не обращая никакого внимания, его коллеги, так же одетые, но равнодушные. А потом мы увидели трёх ментов, которые тоже заметили тело.

Кажется, мы с Серёгой даже успели обсудить, что вот теперь ему точно кранты. Но милиционеры подошли и с максимальным сочувствием проверили что с ним и очень осторожно понесли пьяного куда-то в свои «застенки» видимо. Но они, возможно, спасли этого человека, а его «друзьям» было безразлично…

Продолжение истории пожёстче. Именно для нас. Нам надо было снять, естественно, саму могилу, но подойти к ней было непросто. Сначала, на подходе нас приостановил двойник Цоя. Вот, натурально, копия. Отличие было лишь в том, что он нам не спел, а достал нож и стал нам угрожать. Пришлось его успокаивать и уговаривать. Минут через пять он спрятал нож и куда-то слился.

Вот я сейчас только понимаю, что можно было позвать тех же ментов (нож был абсолютно реален, как и угрозы), а тогда, только заканчивалась прекрасная демократия - время такой свободы, что угроза ножом не казалась чем-то необычным и не правильным.

Но нам надо было к могиле. Это было непросто. нужно было разрешение стариков, тех, кто здесь был в авторитете, нам кто-то объяснил, что территорию у могилы контролируют взрослые пацаны, которые тут с самого года похорон или позднее, но давно.

У нас сюжет же. Мы постепенно протиснулись к памятнику, из-за которого и вышли те самые авторитеты, похожие, честное слово, на пьяных десантников.Вероятно, авторитет давался не только временной преданностью идее, но и физической подготовкой. К этому времени, недовольство нашей съёмкой в святом месте росло, подогретые авторитеты подхватили призыв толпы нас разорвать и ринулись на нас с обычными в таком случае: «Вы чё тута надо!? Сща получите, поя!».

Не знаю, чем бы это закончилось, ели бы мы с Серёгой синхронно, не выбрали бы самых здоровых и не ударили каждый своего в грудь со всей силы, на которую были способны. Причём, Серёга-то боец, а я бывший скрипач. Но, вероятно, это был инстинкт самосохранения. Старшаки отлетели, помолчали и, вдруг, когда подумал, что уже точно 3,14здец, они пришли в сознание, оглядели толпу и сказали что-то вроде того, что уважают нас…

дальше нас позвали в святую святых, за памятник, куда обычному смертному киноману в этот день не положено. Мы были почётными гостями и пили портвейн из пластиковых стаканчиков.

Я не помню, какой был сделан из этого сюжет. Тогда были несколько иные стандарты журналистики…

Но к этим двум историям я добавлю, что быковский анализ Цоя и его первой, и сегодняшней аудитории удивительно уныл. Как уныл весь этот Быков, популярность которого и букеры выросли только на «борьбе с режимом» и не здоровом хайте, вроде последнего заявления, что граждане СССР приветствовали бы Гитлера, если бы тот не трогал евреев. УГ весь этот Быков. Честное слово…

А музыка Цоя, ни фанатом, ни слушателем которой я не являюсь и не являлся, это некий феномен. Бывает так, что вроде ничего особенного, но людям нравится. А бывает так, что вроде что-то есть, но нравится огромному количеству людей. А бывает так, что в природе что-то сламывается и для огромного количества людей человек становится чем-то большим, чем даже Ольга Бузова. Например, его музыку слушает уже которое поколение.

И хочется ещё про то, что «Цой - музыка ПТУшников». Я, например, после школы закончил ПТУ, а потом учился в двух ВУЗах. А у Быкова, возможно, всего одно высшее образование и ни одного ПТУ. Наверное, потому мне Быков и кажется УГ. Разница в менталитете и всё такое.

рок-клуб, либерализм, Цой, музыка для души, говно, Быков, рок

Previous post Next post
Up