Однажды на Кубе в очередном городке ещё днём я заприметил отличную забегаловку. Даже днём там было дико и хорошо. Вечером я взял проводника Хорхе и мы пошли отдыхать от дневной гонки (в тот день мы проехали километров 300, и это был уже второй или третий город за день). С Хорхе мы к тому вемени уже подружились. Он был клевым 50-летним парнем, который возил нас на своей Шкоде по всему остову вдоль и поперёк. Он, кстати, оценил моё желание побухать с простым кубинским народом. Здоровенный улыбчивый негр наливал ром цвета мочи прямо из аллюминиевого советского бидона с маленьким самоварным краником внизу (наверняка это было наследие советских специалистов).
Мы сели на "барные стулья" и облокотились на грязный прилавок. Заказали ром. Его было удивительно много за несказанно дёшево. Публика отчасти говорила мне что-то по испански, отчасти была в говно, и ничего не говорила. Но вдруг один из тех, кто в говно, справа от Хорхе, проснулся услышав русскую речь. Заплетающимся языком он начал диалог со мной через толмача-Хорхе.
- Ты откуда? - пьяно тыкая пальцем мне в лицо.
- Из России, - улыбаясь сказал я.
- Ты шпион!
- Да ладно! Я из России!
- Вы все шпионы, а я офицер кубинской безопасности! Я тебя вижу насквозь! - при этом Хорхе заметно побледнел, хоть и продолжал улыбаться.
- Не, я не шпион, я просто смотрю на кубинский народ, - я обвёл пластиковым стаканом всех присутствующих.
- Я могу тебя сейчас арестовать и расстрелять! - посетители бара при этих словах заметно оживились (те, кто смог).
- Не, меня расстреливать не надо, я важная персона в российском обществе дружбы с Кубой, - не краснея соврал я.
Прощались друзьями. Утром я был приглашён на секретные учения службы кубинской безопасности. Но приглашение было мутное. Я бы с удовольствием сходил, но так больше и не нашел офицера.
Click to view
Тот бар, со всей его публикой, кроме офицера безопасности конечно, хорошо можно рассмотреть на отметке 5:15. Там и первая часть ролика неплохая, очень музыкальная, снятая в Тринидаде.
За день до пьянки с офицером, в Тринидаде Хорхе позвал меня отбедать в столовке для таких же как он гидов. Мы прошли через зал ресторана в кухню, затем узенький коридор вывел нас в закрытый стенами дворик. К тому времени мы с Хорхе уже разговорились и, кажется, он уже не считал меня шпионом. В какой-то момент мы с ним остались одни, он оглянулся, наклонился ко мне через стол и шёптом просил:
- Скажи, Алексей, как по твоему, можно ли ещё в России построить социализм? - парадоксально то, что сам Хорхе имел нелегальный тур-бизнес и нетрудовые, следовательно, доходы. Кроме того, его сын прокладывал интернет в отелях, что в условиях социализма означало эксклюзивный халявный доступ в сеть. У Хорхе даже было спутниковое телевидение. В общем, Хорхе был вполне информирован о том, как живёт весь мир (в отличии от большинства кубинцев) и имел блага, о которых его сограждане даже не мечтали, но он всё равно верил в торжество социализма и переживал за его победу во всём мире. В свои 50 лет.
- Думаю... Вряд ли, - честно ответил я.