Извечная проблема России матери - географическое (или, как сщас модно говорить - геополитическое) положение. Мы находимся на стыке гипетотеческой Европы и неиллюзорной Азии.
Вот из my friend digest о "точке отсчёта": "«В грязном и бедном Париже XII века гремели битвы схоластиков, рождался университет, - пишет в 1926 г. в эссе «Трагедия интеллигенции» профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже Г.П. Федотов, - в "Золотом" Киеве сиявшем мозаиками своих храмов, - ничего, кроме подвига Печерских иноков, слагавших летописи и патерики. Правда, такой летописи не знал Запад, да, мо¬жет быть, и таких патериков тоже».
За семь десятилетий до Федотова это коренное отличие русской и западной духовной жизни ещё точнее выразил один из главных идеологов славянофильства И.В. Киреевский в статье «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»: "...Там схоластические и юридические университеты, - в древней России молитвенные монастыри, сосредоточившие в себе высшее знание; там рассудочные и школьное изучение высших истин, - здесь стремление к их живому и полному познаванию; там взаимное прорастание образованности языческой и христианской, здесь постоянное стремление к очищению истины <...> Раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западно-европейской и древнерусской образованности".
Но самым заметным различием в духовной жизни христианского Запада и Востока стал выбор любимого церковного двунадесятого праздника. На Востоке предпочли Пасху - воскрешение Спасителя для жизни вечной, а на Западе - Рождество Иисуса Христа - Его явление в наш бренный мир. Это важное обстоятельство предопределило характерное различие западной и русской цивилизаций: русская цивилизация изначально является сотериологической - ориентирующей человека на спасение и жизни в вечности, западная же - эвдемоническая, ориентирующая на достижение счастья в этой жизни". Источник: http://ruskline.ru/analitika/2015/11/22/smutnomu_vremeni_smutnoe_mesto/
"«В грязном и бедном Париже XII века гремели битвы схоластиков, рождался университет, - пишет в 1926 г. в эссе «Трагедия интеллигенции» профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже Г.П. Федотов, - в "Золотом" Киеве сиявшем мозаиками своих храмов, - ничего, кроме подвига Печерских иноков, слагавших летописи и патерики. Правда, такой летописи не знал Запад, да, мо¬жет быть, и таких патериков тоже».
За семь десятилетий до Федотова это коренное отличие русской и западной духовной жизни ещё точнее выразил один из главных идеологов славянофильства И.В. Киреевский в статье «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»: "...Там схоластические и юридические университеты, - в древней России молитвенные монастыри, сосредоточившие в себе высшее знание; там рассудочные и школьное изучение высших истин, - здесь стремление к их живому и полному познаванию; там взаимное прорастание образованности языческой и христианской, здесь постоянное стремление к очищению истины <...> Раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западно-европейской и древнерусской образованности".
Но самым заметным различием в духовной жизни христианского Запада и Востока стал выбор любимого церковного двунадесятого праздника. На Востоке предпочли Пасху - воскрешение Спасителя для жизни вечной, а на Западе - Рождество Иисуса Христа - Его явление в наш бренный мир. Это важное обстоятельство предопределило характерное различие западной и русской цивилизаций: русская цивилизация изначально является сотериологической - ориентирующей человека на спасение и жизни в вечности, западная же - эвдемоническая, ориентирующая на достижение счастья в этой жизни".
Источник: http://ruskline.ru/analitika/2015/11/22/smutnomu_vremeni_smutnoe_mesto/
Reply
Leave a comment