Анонимные политологи представляют: РАПОРТ 6. НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ. Март 2016
ПРЕАМБУЛА
До праймериз «Единой России» осталось менее двух месяцев, а до выборов депутатов Государственной Думы - полгода, и в настоящее время уже понятно, что на этих выборах одним из наиболее важных игроков станет так называемый Общероссийский Народный Фронт (ОНФ). В силу этого 6-й рапорт анонимных политологов будет посвящен анализу деятельности данной организации и ее роли в уже начавшейся избирательной кампании.
ОНФ: ОТ ВЫБОРОВ 2011 К ВЫБОРАМ 2016
Роль ОНФ все время менялась. Создавался он как типичный «партхозактив» предвыборного плана. Как правило, различные руководители, особенно в период выборов губернаторов, собирали такие курултаи для своего выдвижения на очередной срок. Предполагалось, что именно элиты и «лучшие люди» должны выдвигать на царство. Тем более, в случае с президентом. «Единая Россия» была в то время изрядно потрепана и дискредитирована оппозицией, поэтому Президенту требовалась свежая кровь, люди с незапятнанной репутацией. Предполагалась, что как и все курултаи, ОНФ тихо и мирно уйдет в прошлое или будет законсервирован до следующих выборов. Во время выборов в ГД в 2011 году, ОНФ еще не стал достаточно влиятельной и самостоятельной структурой, а его роль и значение в избирательной кампании «партии власти» постоянно менялись. В штабы «Единой России» из Москвы периодически приходили противоречащие друг-другу установки об освещении деятельности ОНФ, в большинстве регионов даже были изготовлены целые линейки агитационной продукции от имени этой структуры, размещена реклама, в которой не было ни слова о ЕР, а только об ОНФ. Однако, в конце концов, от прямой агитации за ОНФ, чтобы избежать путаницы, решили отказаться и сохранить его непосредственно под президентские выборы. В конце концов, участие этой организации в избирательной кампании было сведено к введению в списки «ЕР» кандидатов «из народа», рекомендованных ОНФ. Это существенно затруднило работу штабов, поскольку многие регионы были фактически лишены финансовой поддержки со стороны «богатых» кандидатов, которым обычно доставались «проходные» места, идущие сразу вслед за «паровозом» - популярным лидером списка, способным своим авторитетом поднять рейтинг партии в регионе. Теперь, в лучшем случае, «денежные мешки» могли претендовать только на так называемые «полупроходные» места, которые могли обеспечить победу только в случае значительного успеха партии на выборах. На этот раз результат «Единой России» оказался провальным, что правда не помешало некоторым из таких кандидатов договориться с «врачами и рабочими», которые попали в Думу по квоте ОНФ, чтобы они на тех или иных условиях отказались от работы в ГД и таким образом уступили свои места тем, кто стоял ниже в списке. В результате роль ОНФ оказалась еще меньше, и уже мало кто верил, что эта организация окажется живой и дееспособной, и несколько лет после выборов ОНФ был малозаметен.
Однако, впоследствии ОНФ вновь начал набирать обороты, и, к настоящему времени, уже можно констатировать, что эта структура стала одной из самых значимых сил в стране. Некоторые даже говорят о «новых опричниках» Путина, «выметающих скверну из государства привязанными к седлу метлами» и «рубящих головы вотчинным боярам» из регионов.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОНФ
После президентских выборов «свадебных генералов» из числа врачей, учителей, спортсменов и ученых убрали в сторону, ОНФом стал руководить исполнительный комитет. Произошла и официальная регистрация общественного движения и даже смена названия, но для всех ОНФ остался ОНФ.
В качестве основного вектора деятельности ОНФ была выбрана борьба с коррупцией в структурах региональной исполнительной власти, в этой связи были реализованы несколько громких информационных поводов, в частности, скандалы, обернувшиеся арестами губернаторов Сахалина Александра Хорошавина и Республики Коми Вячеслава Гайзера и отставками еще нескольких региональных баронов.
Таким образом, федеральная власть, озабоченная ростом протестной активности в 2011-12 годах, успешно переориентировала ОНФ на раздутую либералами тему коррупции и отчасти канализировала социальное напряжение по этому вопросу в управляемое и подконтрольное пространство. И действительно, никакой условный Навальный и мечтать не может о том размахе с которым ОНФ взялся за борьбу с коррупцией. В распоряжении ОНФ развитая, созданная с привлечением административного ресурса региональная структура, хорошее финансирование, поддержка в освещении деятельности в прессе, в том числе и на федеральных телеканалах, доступ к оперативной информации правоохранительных органах и возможность сотрудничества с таковыми в рамках атаки на тех или иных чиновников, подозреваемых в коррупции. Любые частные лица и общественные организации этого лишены.
На сегодняшний день ОНФ действительно хорошо раскручен и становится крайне влиятельной силой на выборах в ГД. Помимо канализирования протестных настроений и эксплуатации темы борьбы с коррупцией, основными задачами которые ставит Кремль перед организацией являются:
Укрепление народной легитимности федеральной власти и Президента. Достигается в том числе за счет привлечения в структуры организации представителей «народа» в противовес чиновникам и толстосумам, сосредоточенным в «Единой России»
Смысловое отмежевание Владимира Путина от «Единой России», лидером которой является Дмитрий Медведев и принадлежность к которой может существенно сузить поддержку Президента в обществе, в том числе и по идеологическим основаниям. Введение в избирательные списки ЕР и выдвижение от нее по одномандатным округам кандидатов от «путинского» ОНФ призвано усилить партию. Это продемонстрирует поддержку со стороны Президента и его желание усилить состав кандидатов, идущих от ЕР, за счет «своих» «проверенных» и «надежных» людей. Но одновременно это покажет, что Владимир Путин и «Единая Россия» - это не одно и тоже, что снизит негативное влияние партии на личный рейтинг Президента.
Отмежевание Владимира Путина и федеральной власти от региональной исполнительной власти, которая практически повсеместно воспринимается достаточно негативно и которую ОНФ атакует по воле и по заданию Президента.
Создание нового рычага воздействия для Кремля как на общественное мнение в стране, так и на региональные власти.
ПРАКТИКА
Можно констатировать, что основная задача проекта борьбы с коррупцией от лица ОНФ была достигнута, отчасти были реализованы и иные тактические задачи организации, коррупция в стране действительно уменьшилась. Откровенный беспредел в виде закупок томографов по тройной цене иновогодних банкетов за счет бюджета больше мы не наблюдаем. Тем ни менее при ближайшем рассмотрении возникают серьезные сомнения в пользе от деятельности ОНФ в рамках выборов и становятся очевидны угрозы крайне негативного влияния со стороны ОНФ на внутриполитическую ситуацию в стране в целом.
А именно, практически во всех регионах России началось постоянно и особенно ближе к выборам обостряющееся противостояние между ОНФ и структурами региональной исполнительной власти. Протест и оппонирование власти неуклонно становится главной и единственной составляющей реальной деятельности ОНФ. Популизм и непримиримая оппозиционность народнофронтовцев, постоянное ожидание провокаций от них со стороны представителей региональных властей, взаимное недоверие и неприязнь набирают обороты. И, к сожалению, остановить этот процесс не прибегая к переформатированию всей структуры как в организационном, так и в сущностном аспектах, уже невозможно.
Фактически, федеральная власть второй раз наступает на те же грабли, что и в середине нулевых годов в случае со «Справедливой Россией». Партия, которая позиционировалась как «вторая нога» Кремля, всего за несколько лет своего существования проделала путь из полного лоялизма в оголтелую радикальную оппозицию, что закономерно закончилось тем, что в 2011-м году СР стала официальным центром «белоленточного» протеста и скатилась в белоленточную идеологию и, называя вещи своими именами, была полностью встроена в деструктивную деятельность, направленную против федеральной власти и государства.
В случае эсеров их партия была поставлена в крайне узкий коридор возможностей и не была способна бороться с «Единой Россией» на региональных, а затем и на федеральных выборах, не прибегая к оппозиционной риторике и не повышая постоянно градус своего радикализма. Сохраняя полную лояльность и ведя конструктивный диалог, «Справедливая Россия» не нашла бы свою электоральную нишу и просто исчезла бы с политического горизонта, превратилась бы в очередной мертвый проект типа «Патриотов России» с рейтингом в пределах статистической погрешности. Атаки же, сначала на единороссов и на региональную исполнительную власть, затем на Кремль и Президента и далее на отечественную политическую культуру, государственное устройство, русский менталитет и т.п. позволили СР не только удержаться на плаву, но и стать главной оппозиционной партией, объединившей как левых, так и либеральных радикалов. При этом мощный лоббистский ресурс партии в лице спикера Совета Федерации и человека вхожего в ближний круг Президента, Сергея Миронова, не только не останавливал эту партию от ухода в оппозицию, но и давал эсерам до поры до времени возможность беспрепятственно строить свои избирательные кампании на крайне радикальной и популистской оппозиционной критике, немыслимой для обычных оппозиционеров. Только полный разгром и деградация всего белоленточного движения после президентских выборов 2012 года привели к тому, что эсеры резко снизили накал своей риторики и с тех пор неуклонно деградируют, теряют свои позиции, рейтинги и объективно рискуют лишиться в этом году статуса парламентской партии.
В случае с Общероссийским Народным Фронтом власть надеялась избежать угрозы бунта своей «второй ноги», поскольку ОНФ, нарочно не стали делать политической партией. Он не конкурирует с ЕР в одном пространстве, не участвует в выборах сам по себе, не зависит от результатов таковых и не будет вынужден выстраивать свои избирательные кампании на критике «Единой России» и исполнительной власти. Однако, в данном случае сущность ОНФ определила не электоральная логика, а гораздо более значимые социальные факторы, определяющие идеологическую составляющую организации в зависимости от характера ее постоянной деятельности и социального состава ее руководителей и активистов.
ПРИЧИНЫ ДЕСТРУКТИВНОСТИ ОНФ
Причины, по которым ОНФ имеет такую стойкую тенденцию ухода в деструктивную активность и политический популизм вполне прозрачны и объективны. И прежде всего, корни этого процесса находятся в структурных изменениях в организации и выборе борьбы с коррупцией в качестве основного направления общественной деятельности. Итак, перечислим эти причины:
БЛОК 1. ЛЮДИ
1. Руководство региональных исполкомов ОНФ. Радикальные изменения в оргструктуре фронта в первую очередь выражаются в введении управления организацией через систему исполкомов. Это привело к тому, что социальный состав руководства региональных отделений радикально изменился. Ранее, ОНФ в регионах представляли «сопредседатели», рекомендованные на эту должность благодаря своим заслугам в той или иной сфере. Это были люди состоявшиеся и респектабельные, находящиеся в хороших отношениях с властью и привыкшие к конструктивному и спокойному взаимодействию. Не будь они такими конструктивными, они бы вряд ли достигли впечатляющих успехов и не стали бы значимыми, авторитетными людьми. Но когда были созданы исполкомы - в председатели таковых стали попадать совсем другие люди. Возвращаясь к аналогии со «Справедливой Россией», в которую во время создания пригласили тех, «кого не взяли в «Единую Россию». Практически сразу они вступали в конфликты с региональной исполнительной властью, даже если эти люди были рекомендованы в руководители эсеров самими губернаторами.
Тоже самое сейчас происходит и с ОНФ. В руководители исполкомов стали набирать неустроенных людей с неудовлетворенными амбициями, которые не смогли реализоваться до этого или не удержались ни в одной из существующих политических структур. Даже если эти люди были изначально настроены вполне благожелательно, полученный статус их очень быстро развратил, они начинают получать удовольствие от шантажа чиновников, приобрели «комплекс вахтера» и всеми способами стараются увеличить свое влияние и продемонстрировать свою власть.
2. Активисты. Выбранный вектор деятельности ОНФ, выражающийся в пресловутой борьбе с коррупцией, привлекает в организацию как мух на мед и соответствующих людей. Юные политические активисты и молодые начинающие политики, еще не вышедшие из «переходного возраста» и ненавидящие всех стариков, потому что они якобы занимают их места. Профессиональные общественники из полудесидентских НКО, еще вчера так же браво работающие на «иностранных агентов». Городские сумасшедшие и недовольные сутяжники и склочники, не выходящие из приемных различных начальников и заваливающие своими жалобами всех чиновников, открытыми письмами редакции газет, доносами правоохранительные органы. Не стоит их недооценивать, они задают общую атмосферу в организации, непрерывно генерируют недовольство и подбивают руководителей исполкомов ко все большему обострению ситуации.
Власть считает, что таким образом канализирует общественное недовольство, создает возможность для выхода пара у потенциальных смутьянов и идейных революционеров. Однако, на самом деле, это только систематизирует жизнь такого «революционера», который сам по себе, как правило, жил до ОНФа обычной жизнью обывателя между достаточно редкими в провинции оппозиционными акциями. ОНФ же предоставляет «революционеру» все недостающее между оппозиционными митингами: обучает общественной работе, дает понимание как устроена власть и кто есть кто внутри нее, позволяет получить разнообразные связи и возможно даже трудоустроиться на те или иные должности. В рамках «борьбы с коррупцией», активиста не только вовлекают в общественную деятельность, но и предоставляют ему доступ к уникальной фактуре, которую тот может использовать по своему усмотрению, блистать своей информированностью в обсуждениях на форумах и соцсетях, передавать тем или иным третьим заинтересованным силам, например, оппозиционным СМИ и т.п. Если раньше новости вбрасывал один Навальный, и все протестники мусолили одно и тоже, то теперь «тысячи навальных» постоянно несут новую и новую фактуру в социальные сети. Причем, они позиционируют себя как свидетели, которым стоит верить в отличие от Навального, который дискредитирован как американский шпион. Теперь активист из диванного сетевого хомячка превратился в реальную силу: он поставлен в равное положение с властью, получает в свое распоряжение всю мощь машины ОНФ, а ходить на оппозиционные митинги и участвовать в протестном движении в Интернете ему ничего не мешает по-прежнему.
3. Проходимцы. ОНФ не только аккумулировал в себе людей неустроенных и сумасшедших, он открыл дорогу в свои ряды огромному количеству проходимцев, которые уже вовсю используют организацию в ряде регионов для решения своих личных вопросов. Лица, по тем или иным причинам имеющие врагов в лице губернатора или иного представителя региональной власти, отстраненные от власти олигархи, уволенные чиновники воспринимают ОНФ как превосходный инструмент для борьбы. Учитывая открытость этой организации, любой такой человек может вступить в ряды «волонтеров» и «экспертов». Уже известны случаи, когда в региональной организации ОНФ собираются враги губернатора (в том числе финансируемые региональным бизнесом из оппозиционных элит) и успешно используют ее против него.
БЛОК 2. СМЫСЛЫ
4. Работа на оппозиционную повестку. Изначально ОНФ был воспринят оппозицией как «прокремлевский» проект, симулякр, который был создан, чтобы отвлечь общество от актуальной темы коррупции и перехватить лидерство по этому направления у оппозиции, принявшей это в штыки. Однако за последний год своей активной деятельности ОНФ действительно удалось перехватить антикоррупционную повестку и получить значительное одобрение своей деятельности не только в широких массах, но даже среди оппозиции, которая, хоть и с оговорками, но вынуждена признавать успехи организации на этом фронте и идти в ее фарватере, используя инфоповоды, которые постоянно генерирует и выводит в повестку дня ОНФ. Но происходит это не от глупости или реактивности оппозиции, а от того, что ОНФ действительно делает то, что полностью отвечает ее стратегическим задачам дискредитации власти, поддержании и развитии недоверия и ненависти к чиновникам, последовательном уничтожении всех государственных и общественных институтов. Зачем ругать ОНФ, если он фактически все делает за них?
5. Закошмаривание чиновников. Деятельность ОНФ по «борьбе с коррупцией» является постоянным источником напряжения для чиновников. Но это совсем не то позитивное напряжение, «чтобы не расслаблялись», которое стимулирует «работать лучше и воровать меньше». От ОНФ ожидают провокаций, проблем и как минимум нервотрепки даже самые честные и трудоспособные сотрудники. Особенно, когда в руководство регионального отделения фронта входят откровенные враги того или иного чиновника. На сегодняшний день можно абсолютно уверенно сказать, ОНФ кошмарит чиновников, создает бессмысленные проблемы, которые отвлекают от работы и заставляют их тратить время на обсуждение мнимых и настоящих угроз со стороны этой организации. Элиты уже рассматривают ОНФ как таран, нужный, чтобы создать громкий инфоповод, если нужно сместить того или иного губернатора. В плане борьбы с коррупцией на низовом уровне вполне достаточно правоохранительных органов, им достаточно дать команду «фас», и они бы работали не менее эффективно, но без лишнего шума.
6. Десакрализация власти. Самая главная проблема возникающая из деятельности ОНФ это системная десакрализация власти. Для точности имеет смысл назвать этот процесс «горбачевщиной», процессом, когда власть в угоду сиюминутной популистской выгоде начинает сама себя пожирать на радость врагам внешним и внутренним. Именно этим команда Горбачева и занималась на протяжении последних нескольких лет СССР. Ничто так не способствовало гибели страны, как эта деструктивная и откровенно вредительская деятельность. Сейчас вместо Гдляна-Иванова существует огромная структура ОНФ, которая, по сути, занимается тем же самым - показывает прогрессивность руководства за счет системного уничтожения государства и по сути готовит новый 91-й год. Майдан на Украине тоже начинался с привычки «пинать власть ногами», с распространению мировоззрения, что власть можно и нужно легко менять так же легко как вороватого нанятого гастарбайтера.
Постоянная поддержка и так распространённых идеологических клише типа «все чиновники - бездельники и воры» сейчас гораздо более опасна, чем любая коррупция во власти. Именно благодаря ОНФ эта концентрация на худших сторонах чиновников остается в повестке дня. Навальный и подобная публика давно дискредитированы в глазах обывателя, и только ОНФ придает теме коррупции актуальность. Это приведет к тому, что на выборах в ГосДуму эта, казалось бы, устаревшая, надоевшая и дискредитированная и мало кому интересная тема повестки дня выборов-2011, будет использоваться и еще больше подогреваться всеми оппозиционными партиями и большинством одномандатников. Приватизирована же тема будет оппозицией, и прежде всего, КПРФ.
7. Кадровые диверсии. Выше мы уже указали, что «парашютисты» из ОНФ в прошлый раз помешали ЕР провести эффективную кампанию. Надо понимать, что каждая «учительница и рабочий» отняли из бюджета регионального отделения ЕР до ЧЕТВЕРТИ финансов. Сегодня по регионам ходят слухи, что количество делегатов ОНФ будет еще более многочисленна. Но если раньше губернаторы были не против того, что в списках ЕР оказались врачи и инженеры, то сегодня губернатора будут заставлять провести в депутаты ГД своих заклятых врагов их ОНФ, которые последний год трепали ему нервы. Будет ли он заинтересован в результате? Следует констатировать, что благодаря деятельности ОНФ уже возникла кризисная ситуация в противостоянии этой структуры и исполнительной власти в ряде регионов. Взаимное недоверие и напряжение достигло той стадии, когда обе стороны не способны договариваться. И в рамках выборов это становится проблемой не только для губернаторов, но и для ОНФ, представители которой желают попасть в списки и в одномандатники «Единой России». Поскольку найти средства на свои избирательные кампании у кандидатов ОНФ чаще всего не получается, они планируют получить их у губернаторов. Губернаторы, как смогут, будут противостоять, вредить и саботировать. Сначала ставя кандидатам от ОНФ палки в колеса во время праймериз, а затем еще более радикально, блокируя их утверждение в кандидаты от «партии власти».
ВЫВОДЫ
ОНФ таскает каштаны из огня для врагов государства. Стабильность в Российской Федерации была достигнута в том числе и за счет консенсуса между современной западной правовой либеральной культурой и традиционной системой отношений принятой в нашей стране. Идеологи же ОНФ действуют как самые записные либералы-западники - пытаются слепо копировать западные нормы и практики, как будто бы это может привести Россию к большему процветанию и счастью. Тот факт, что таким образом окончательно уничтожаются институты государства, во внимание не принимается. Дискредитация государства и его институтов, выпячивание худших черт отдельных чиновников и разжигание по отношению к ним социальной ненависти, предоставление оппозиции информационных поводов, благодаря которым они успешно «кусают» страну - это и есть осознанная или неосознанная работа на врагов России.
Имеет ли эта проблема решение? Конечно. Все те достоинства, которые есть у ОНФ вполне можно сохранить, при этом купировав недостатки. Можно так же канализировать протестников и потенциальных белоленточников, занять общественность позитивной работой поисков злоупотреблений чиновников, но только делать это НЕПУБЛИЧНО. Подавать материалы президенту, а он будет их передавать правоохранительным органам и выражать благодарность, давать государственные награды. Никто при этом не будет будоражить общественность, никто не будет дискредитировать власть, губернаторы не будут знать, кто именно за ними следит, а то, что слежка оказывается неперсонифицированной - делает ее более эффективной.
И если уж приводить исторические аналогии с опричниками, то надо вспомнить, что даже Иван Грозный, в конце концов, отказался от опричнины полностью, осознав ее вредоносность для государства, несмотря на искушение видеть в ней механизм укрепления личной власти.
Искать анонимных политологов
здесь