Просто вспомнилось, как однажды я отмечал новый год во дворце Александра первого. Но номер императора я могу и напутать, ведь было это так давно, хоть уже и не при Александре.
Во дворец Александра какого-то меня позвал Зуев, с которым мы тогда работали на одном канале, но знали друг друга ещё плохо, хоть и симпатизировали друг другу. Идея вечеринки была такова, каждый приходит парой и зовёт другую симпатичную ему пару. Почти свинг-вечеринка, но по петербуржски невинная. И вроде все свои.
2000 или 2001 я не помню. Если вы подумали, что я часто встречал новый год во дворце какого-нибудь из Александров, то это бывало не так уж и часто. Правда, предыдущий
я отмечал в русском музее в зале Сурикова, но ведь не бой курантов там слушал. Питер, фигли, первые годы он у меня весь такой был.
В общем, пришли мы с Настей вечером 31-го декабря на Крестовский остров. То есть мы доехали докуда-то на тачке, спустились по набережной, зашли через жёлтое КПП на старинных кованных вензелями воротах. Солдатам с красными повязками говорили какой-то пароль. Служивые показали на парадную лестницу небольшого дворца. То, что он явно какого-то из Александров, было видно даже в темноте и пурге.
Там даже был какой-то гардероб, где уже толпились какие-то люди. Когда мы зашли в огромный зал, вокруг длинного стола, уже толпилось человек сорок. Честно говоря, я то планировал увидеть там Зуева. Но почти всех остальных я увидеть даже не планирован. Я некоторых таких людей даже представить себе не мог! Абсолютно, то есть не мог. У меня ни одна такая графическая программа воображения не инсталлирована.
Найдя, через какое-то время Зуева с его милой женой я хоть как-то смирился с этим кошмаром, но не на долго. Когда за столом уже весело гуляли, ближняя к телевизору часть гостей, внезапно затихла, а после начала пшикать на остальных - тише вы, президента не слышно!
Я впервые внимательно вгляделся в ту часть стола. Старый цветной телевизор, действительно бубнел еле слышно, а вслушивались в слова (кого? Не помню) СТАРУХИ самые настоящие. Но это ещё была далеко не самая странная часть вечера. Далеко не последняя, кстати.
Когда закончилась речь президента и пошёл новогодний концерт, пламя первого конфликта почти утихло. Все просто выпивали и закусывали в шуме общих очень разных голосов. Из телевизора донеслась мелодия, музыкальным размером напоминающая танго. Или даже музыка полилась из колонок подключенной аппаратуры.
Наши соседи по столу и ещё одна пара с бокового приставного столиков, ни слова не говоря вскочили и заполнили своим танцем всё свободное пространство зала. Представьте себе самое неистовое танго, которое вы видели (по телевизору, конечно), так вот это было оно самое. Настя тоже в какой-то момент вскочила из-за стола, но она вся сжалась и прижалась спиной к подоконнику. Я встал рядом с ней и ещё ничего не успел спросить, как она прижалась ко мне и почти зарыдала: Господи, я боюсь!, - только и смогла произнести она. Да, вообще-то, было чего.
Танец сменяя музыку длился бесконечно. Две неиствующие пары ещё и пытались вытянуть кого-то из разношёрстной толпы. Это в описании романтично, но выглядело не так. И даже не неожиданность была тому виной. Самым ярким пятном этой вакханалии были два танцора, которые выскочили первыми. Их очень трудно было описать, пока мы хором не прозвали их: старый, как молодой и молодой, как старый. Старый, как молодой, телом и повадками был похож на юношу, и лицо у него было, как нарисованное и карикатурно молодое, лет ему было под пятьдесят семь, и он всё время улыбался американской улыбкой. В общениях с дамами он был исключительно любезен, непрестанно целовал им руки, тоже очень мультипликационно. Молодой как старый полный негатив старого как молодого, но ещё в шляпе и с пышными юношескими усами. Несмотря на его явные 18 лет, вёл он себя, как опытный старикашка и нёс старческое морщинистое лицо.
Настя до смерти напугалась от совокупности внезапности, невероятности происходящего, и гипертрофированного гротеска. Да и мне было не по себе. К счастью, таких же испуганных, как мы хватало. Потом, конечно оказалось, что это близкие по связам к Зуеву люди. Ну, максимум во втором-третьем колене.
Не, ну алкоголя к тому времени было выпито уже много. Его хватало, и он лился ручьями будущей весны. Особенно мне запомнилась совсем древняя старуха. Заводила - слушать президента. Она сидела почему-то на проходе, всё время, когда я куда-то пытался пройти, там сидела она. В одной руке огурец солёный на вилке, в другой полная рюмка водки. На груди - пара каких-то медалей (но хоть не орден красной звезды).
Старый как молодой был моим соседом по столу. Он сидел напротив и иногда припархивал и выпивал изящно, бросая какую-нибудь фразу. И вот он рассказал, что сейчас принесут ключ от бальной залы, и мы должны обязательно туда с ним пойти. Ну, мы уже как-то оклемались и пошли за ним (словно за каким-то сказочным карликом).
Да, это была бальная зала. С балюстрадой, витыми лестницами, лепниной и МРАМОРНОЙ огромной статуей в центре. Свет найти так и не смогли, поэтому танго завертелось в полутьме вокруг скульптурной композиции. Я видел это так, как это показывали в старом советском кино: офигевшая солдатня и матросня бредет, оглядываясь, по Эрмитажу с винтовками в руках.
Уже под утро, когда часть людей испарилась, а оставшиеся были пьяны необычайно, появились офицеры в зимних тулупах. Они бродили по залам под музыку CAN и Астора Пиаццолы. Диджеем-то всё время был Зуев. Зайдя часов в пять утра в радиорубку я я стал свидетелем диалога:
- Слушай, поставь какую-нибудь человеческую музыку уже, а!? - с упрёком и вызовом говорил какой-то пьяный вдрызг капитан в парадном кителе Зуеву.
- Это частная вечеринка! Вы понимаете меня!? Это частная вечеринка! - устало кричал капитану в лицо очень выпивший Зуев.
Потом он рассказал мне, что когда пришёл к какому-то чину подписывать бумаги о сдаче в аренду помещений госпиталя, не смог ответить "нет" на невинную просьбу генерала: «Ничего, если с вами присядут за стол несколько наших уважаемых товарищей?». По подсчётам Зуева их и на первом этапе оказалось человек пятнадцать. А утром приходили всё новые, хоть старухи в медалях уже и легли спать.
Ещё был пьяный фейерверк во дворе, но из его подробностей я помню только то, что чуть все не погибли. А когда я выходил курить на чёрную лестницу, часто встречал там Снегурочку, которая тоже, без сомнения, в штатской жизни имела чин. Возможно, старшего лейтенанта медслужбы. Она с каждым разом становилась всё пьянее, но всегда оставалась Снегурочкой.
Затем раскрылась и тайна в стиле танго. Жена Зуева состояла в каком-то танго клубе и это были пришельцы по её линии, хоть она их и не знала. Возможно, не пришли те, кто пригласил их. Нарушилась преемственность. Но, кажется, она там нарушалась не раз. Самое главное, что некоторые знали кого-то одного, а некоторые не знали ВООБЩЕ НИКОГО. В этом и была главная эклектика и прелесть.
Но вообще, я до сих пор благодарен Зуеву, с которым мы потом крепко сдружились. Ведь такого сказочного (хоть и жуткого местами) нового года у меня не было никогда.
Почему там не случилось драки? Каким образом устояла на постаменте мраморная статуя в бальной зале? Кто все эти люди вокруг и неужели такие бывают? Именно эти загадки сделали атмосферу праздника невероятной и новогодней, как в советском кино, но с поправками на только что откатанные эпохой девяностые и извечный Петербург.