Вчера вечером зашел в московское метро, в котором не был… не помню сколько, но много дней, а то и пару месяцев. Вагон полупустой, но возле меня, почти впритык встал какой-то плохо одетый молодой человек со следами отсутствия интеллекта на лице. Меня ещё удивило, что справа от меня в полуметре расположился похожий персонаж, того же возраста и так же одетый. Я до сих пор удивляюсь таким совпадениям, несмотря на огромное количество нелепых странных случаев в моей жизни, сводящих воедино самые странные или наоборот обыденные обстоятельства. Наверное потому я принялся разглядывать этих двух парней в отражении стёкол вагона. И вдруг увидел, как тот, что стоял справа от меня в полуметре сделал какой-то нелепый жест левой рукой, а тот который занял позицию передо мной, почему-то придвинулся на полшага вперёд и сократил, и без того неоправданно короткую территорию моего личного пространства. А тут ещё мы подъехали к станции (Рижская это была) и у него зазвонил телефон, он ответил: «Слюшай, я тэбэ гавару…». И уже последней деталью были для меня выдающиеся горбатые носы обоих парней. Я сделал маневр, переместившись в другой конец вагона с показательной целью изучить схему метрополитена. Оба парня неестественно дёрнулись за мной, но остались на месте и вступили в какой-то диалог. Я понял, что только что избежал обворовывания, а то и грабежа натурального.
Питерское метро, в этом отношении, спокойнее, но истории в запасе тоже имеются. Однажды в вагон залетела группа питерских гопников. Они конечно гораздо милее, во всех отношениях, нежели их московские коллеги, но когда их сразу пятеро, вагон становится тесным. И все пять одинаковые: чёрные ботинки, чёрные джинсы, чёрные куртки разного фасона и материала. И вот заняли они целый диван справа напротив меня, а я был расположен у поручня между дверей. В ушах моих плеер и громко, так, что реальности хотя бы не слышно, играет Up, Bustle And Aut «Light 'em Up, Blow 'em Out» 1997 Ninja Tune
http://www.lastfm.ru/music/Up%2C+Bustle+and+Out/_/Silks%252C%2BPerfumes%2B%2526%2BGold?autostart - вот прямо эту песню, первую на любимом альбоме…
Парни в общем вели себя безобидно и более того хохотали, потому как один из них очень удачно изображает дибила. Натурально изображал, очень похоже, так, что питерскометровская интеллигенция начала неловко улыбаться по всему вагону, пряча свои хихиканья, так как смешит их гопник, и это как-то неприлично. Но боковым зрением я заметил какую-то суету слева. Я посмотрел. Там сидела рослая пухлая старуха - в руках садовый инвентарь и, совершенно хрестоматийный дед - очки рыбий глаз, лысая голова под грецкий орех. Я не слышал, что он говорил, но видел, что он оскорблён и возмущённо машет руками. Так бы это и ушло из моей памяти навечно, если бы в какой-то момент я не увидел деда в пространстве перед собой с огромным садовым ножом наперевес, истошно орущего, даже через мой «Ап Бастл Анд Аут»: «Я СТАРЫЙ ВОР И БАНДИТ!!!». А в следующее мгновенье он уже склонился над «дибилом», приставив ему тесак прямо к горлу. Восьмидесятилетний дед очень ровно стоял на ногах и уверенно держал широкое грубо точенное стальное лезвие. «Дибил» испуганно выскочил из под ножа, чуть порезав шею, вся стайка гопников от неожиданности откатилась к дальним дверям вагона. Дед, сверкая линзами очков и размахивая своим орудием продолжал истошно вопить сквозь мои наушники: «Я старый вор и бандит!». Парни потихоньку оклемались и, как в кино, один из них разбежался, схватился за горизонтальный поручень и, используя силу летящего вперёд тела, ударил в деда ногами. НО ДЕД УСТОЯЛ, и только активнее начал махать своим оружием, причём в 20 см от меня!
В этот момент я осознал, что на мне чёрные «Мартинсы», чёрные джинсы и чёрный пуховик. В принципе, для деда я вполне мог сойти за целевую группу. И я заставил себя выключить все адреналиновые источники и смотреть на всё это отчуждённо, без эмоций и страха. Парни окончательно оклемались и трое из них, по очереди продолжали атаковать деда тем же способом, что и первый раз, а дед всё так же крепко стоял на ногах, периодически выкрикивая всё тот же боевой девиз. В общем, оборона его длилась до ближайшей станции. Поезд резко затормозил, дед покачнулся, потерял равновесие, с него спали очки, во все стороны брызнули стёкла, их растоптали тяжёлые ботинки парней, которые всей толпой набросились, и стали его крутить. Падая, дед выронил свой нож, тот описал классическую траекторию и, как в кино опять же, задрожал, воткнувшись в пол вагона. А дальше вообще киношная сцена. Вагон остановился и за ещё не раскрывшимися дверьми я видел, как за секунду меняется лицо, явно случайного, двухметрового милиционера. Он буквально ворвался в вагон и схватил в охапку сразу двух парней, а дед, освободившийся на пару секунд начал подслеповато шарить по полу, ища нож. И ВЕСЬ ЭТОТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВАГОН, не сговариваясь, хором заорал: «Не те, не те!!!». И ещё одна секундная смена выражения милицейского лица, и уже дед, извивающийся и выкрикивающий всё ту же фразу, в лапах двухметрового (богатырского сложения) случайного стража порядка. И было это, не поверите, на станции ДОСТОЕВСКАЯ.
Там у меня была пересадка, и очень странные чувства терзали меня, и кажется мне, ещё человек тридцать моих коллег - пассажиров того вагона. Катарсис, в общем. Смена понятий и ориентиров…