У моих друзей несколько лет назад было внутреннесемейный термин - "суздаль". Этим словом обозначались следующие предметы и явления: жопа мира, неадекватное состояние, неприятности, глупость, глушь и мрак и т.д.
С тех пор Суздаль манил меня. И вот, заманил наконец. Трёхлетнюю Веру мы заманили обещанием сахарного петушка, и её надежды оправдались сразу, как я остановил машину в Суздали.
"Музей деревянного зодчества, пожалуй один из лучших в России", так было написано в интернет-путеводителях, потому я настоял, чтобы это было нашей первой точкой, после трёхчасовой дороги из Москвы.
Это было моим первым, но последним разочарованием. Пожалуйлучшиймузейдеревянногозодчества оказался бессовестным новоделом.
Если снаружи всё выглядело, как древний дом моей пробабушки на Урале, внутри свежая древесина палилась по полной и могла очаровать китайских туристов, но не меня.
Петушок не разочаровал ни капли.
Несколько разочаровала анимация. Лица обслуживающего персонала были неприветливы. Говорили эти женщины с непередаваемым акцентом и о чём-то своём. На контакт не шли, но как-то и не хотелось.
За походы по пустырю среди свежесрубленных строений, про которые китайцам наверное говорят "tradicional russian izba" мы заплатили по 150 рублей с носа. Столько же с меня хотели содрать за фотосъёмку, но я игнорировал это мздоимство. Просто не дал и всё.
Этот забор всё, что я снял снаружи от какого-то монастыря в центре Суздаля. Внутри было интереснее.
За вход куда либо здесь, по моим наблюдениям, всегда дерут деньги. За попытки сделать фото тоже.
Очень древний храм. На фото ниже слои фресок. Там, где по середине можно рассмотреть ноги - 13 век. Лица написаны уже в 17-ом. Яркие краски - 19-го века.
Батареи батарей, причудливо расставленные по храму - 20-к век. Самый его конец.
А вот двери, всё ещё рабочие, тринадцатого века. "Представляете, тринадцатого!" - прокричала мне гордо вахтёрша, почти не отличимая от других посетителей.
Железные двери инкрустированы золотыми рисунками по какой-то уникальной (особенно для 13-го века) огненной технологии.
И строительные леса хорошо подобраны по цветам.
И фрески прекрасны в своей полупотерянности во временах вековых.
Красиво и позолочено. Если бы ещё не таблички музейные вокруг, храм давно уже не действует и реставрируется, реставрируется.
А святые смотрят терпеливо на эту реставрацию. И на таблички с подписями для туристов.
У меня в Питерской квартире лежит книжка начала 20-х, купленная в букинисте по случаю. Методическое пособие для агитатора, как переделать храм из культового объекта в объект пролетарской культуры. Главная мысль: сделай музей, наставь табличек, положи святыни, как экспонат.
Дальше больше: другие достопримечательности, настоящее зодчество, улицы, особенности турбизнеса, закат...
Продолжение -
http://naritsin.livejournal.com/100460.html