Вот она - «Скорбящая Армении», написанная Степаном Нерсесяном в 1870. Где находится оригинал? Да, друзья я искала ее долго. Все оказалось еще хуже,чем когда я искала оригинал «Аварайрской битвы» - так и не нашла. Во в многих армянских музеях, в том числе и в музее Майр Атор (Кафедрального Собора) хранится гобелен, сотканный по мотивам «Скорбящей Армении». Этот образ стал роковым. Наверное, каждый армянский художник мечтал его оспорить. Вот об этом и поговорим. Итак! Нырк под кат!
На открытке.
Картина Нерсесяна произвела очень глубокое впечатление на общество. Кстати, на гобелене, который хранится в Кафедральном выткана дата- «Скорбящая Армения. 1920». Помню, как глубоко меня потряс этот образ в депрессивные девяностые, буквально окрылил. Я подумала, боже... а ведь тогда было страшнее, гораздо, гораздо страшнее, чем теперь! На разрушенных колоннах написаны названия армянских столиц. Историк Нуне Гургеновна Мхитарян рассказала мне, что существовал еще один вариант картины, на которой Армения обнимает дочь. Но мне он пока не попадался. Ну так вот.
Армянам очень хотелось, чтобы образ родины перестал ассоциироваться со страданием. И сегодня мы рассмотрим три работы, в которых автор спорят с Нерсесяном, говорят ему вот, вот, старик, мы выжили, все позади! И по всем канонам это будут графика, живопись и скульптура. Итак! Графика, Эдвард Исабекян и Михаил Арутчян. Они посадили Армению под таманяновскую арку, которая заменяет разрушенную колонну на картине Нерсесяна, и точно также за ее спиной сверкает Арарат. Но - двое детей. А вместо разрушенного Ани - отстроенный Ереван. А теперь внимание! Обратите внимание на дядю внизу. Кто же это?!
"Советская Мать-Армения" Обложка сатирического журнала "Возни" 1954
Рассмотрим-ка дядю поближе.Вот как он выглядит:
Остроносые туфли и - посмотрите на темя! Как бы, три волоска на лысеющей голове, ничего особенного. А вот и нет - они похожи на феску. Этот дядя - убийца, который удивился, поняв, что его замысел по уничтожению армян не удался. Но сделать это нужно было очень мягко и незаметно, чтобы не вызвать подозрений. А может, у меня просто конспирологические галлюцинации. Ну не знаю. Следующая картина стала такой же известной и тиражируемой, как и сам оригинал. автор - Мгер Абегян.
Абегян деликатно разместил за спиной у героини ущелье - они символизирует прошлое, которое никак невозможно отменить, ведь до него не дотянуться, но и нельзя забыть, она всегда перед глазами.Армения покрыла волосы - признак того, что жизнь восстановлена. сына она держит на капители - он как живое продолжение камня. На горизонте играют дети, а ближе к ущелью мы видим могилы, или руины. И нет никакой ошибки в том, что это именно наша героиня - на ней все тот же браслет, что и в трудные дни. К нерсесяновской Армении обращался и Ара Арутюнян. Как рассказал мне его сын, Арам Арутюнян, маэстро очень хотел изменить образ несчастной и беспомощной женщины. Как я понимаю - это уже личное мнение - скульптору было очень важно перечеркнуть именно беспомощность. И поэтому он нашел вот такое решение.
Монумент "Мать-Армения" в Ереване, скульптор Ара Арутюнян 19
Ну, конечно, сюда же можно отнести и очень многие другие образы, особенно Родину-Мать Григора Ханджяна, но я остановилась на этих трех, как на наиболее известных. А вот один из гобеленов. Выглядит, конечно, грубовато, ну так история любит достоверность.
Гобелен по картине Нерсесяна
А вот еще один, пострашнее:
Другой гобелен по картине Нерсесяна
Фото с сайта
НацГалАрм, а также
отсюда,
отсюда и
отсюда