Возвращение папенькиных сынков..

Sep 13, 2019 10:26

...маменькиных дочек, или Почему армяне стали перечитывать романы написанные сто лет назад?

Интерес в обществе к книгам Ширванзаде, Нар-Доса и Сундукяна за сто лет так и не ослабел. И причина одна: о чем бы не писали эти трое, в основе большинства сюжетов деньги, и те удивительные метаморфозы, которым они подвергают человеческую психику.



Надо сказать, есть еще один секрет у прекрасных историй этих трех авторов: они про откровенную жесть. У нас ведь как. Обычный русскоязычный интеллигент-армянин твердо уверен, что армянская литература это про великих армянских царей, которые величественно боролись за сохранение нашего великого христианства. И вдруг - бац - реальная жизнь.

Советские цензоры очень быстро узрели опасность, атомную бомбу, заложенную в эти произведения, и поспешили быстренько все объяснить на свой лад. Мол - ребята, это про осуждение всяких богатеев. О, да! Но нет.

Нар-Дос писал откровенную жесть. Сюжеты брал из реальной жизни. В СССР большими тиражами печатали сборник рассказов «Наш квартал», сборник ужасов про жизнь бедняков. Но у него были и прекрасные повести. Например,  «Убитая голубка», в которой ни один великий армянский король не борется за торжество христианства. А просто один молодой человек женился на девушке, которую мучает личная тайна. Дело в том, что до замужества у нее был роман. Она даже забеременела, скрыла это и избавилась от младенца. Юноша сначала писал ей, а потом исчез. Она уехала в другой город, вышла замуж, и вдруг этот вот молодой человек из прошлого появляется на горизонте. Героиня все рассказывает мужу и требует убить бросившего ее любовника. М? Ни одного христианского короля. Разве можно такое давать народу?

Сундукян известен пьесой «Пэпо». А между тем у него есть такая отличная вещь, как «Разоренный очаг». Сюжет вполне себе актуален. Маман хочет выдать дочь за самого модного в городе юношу. Юноша хочет жениться на этой девушке из-за приданного. Но его же хочет в мужья дочка самого лихого в городе дельца. И тогда лихой делец ловко вгоняет отца первой девушки в долги. И пока бедный мужик старается решить свои проблемы, не понимая, откуда они на него сыпятся, его жена закатывает приемы, еще сильнее усугубляя его положение. Эта пьеса о тотальном одиночестве, в котором оказались отцы больших семейств, обязанные содержать своих капризных жен, не имеющих понятия о делах мужей и не умеющих вовремя учуять опасность для собственного потомства.

Ширванзаде пытались разбить на положительных и отрицательных героев. И в положительные выбрали, например, Маргариту и Арташеса из пьесы «Из-за чести». В шестидесятые до кого-то умного дошло, что идея плохая, и на русском пьесу издавать перестали. Дело в том, что «положительные» герои, если читать пьесу непредвзято, это юная дурочка, готовая разорить всю свою семью из-за религиозного фанатизма и никчемный молодой паразит, который никого, кроме себя, в упор не видит.

Раффи мы знаем по роману «Самвел»  - о молодом принце, убившем родителей, заключивших союз с персами и вернувшихся в язычество. Между тем у него есть потрясающая повесть о секте разбойников «Дневник крестокрада» и множество других прекрасных произведений.

Сундукян, Ширванзаде, иное в СССР, Нар-Дос, армянская литература, Раффи

Previous post Next post
Up