Ереванский сказочный стиль

Aug 27, 2019 10:00


Безумный последователь одного известного современного философа как-то раз сказал о том, что сон, который смотрит американская мышь отличается от снов нашей, русской мыши. Речь его была прекрасна, волшебна, казалась мне тогда впечатляюще сумасшедшей. И продолжала бы я так считать, если бы не три года работы в одном проекте, для которого нужно было разобрать электронный каталог Национальной галереи Армении. Американских мышей я не встречала, русские тоже не рассказывали, что им сниться. Но в одном я теперь уверена точно: какие бы сне не снились ереванцам, художники второй половины ХХ века рисуют их очень похоже. Наверное, потому что растут на одной земле и видят одно небо. С другой стороны, может мне кажется, что в этих работах есть нечто общее?





В 1970 году в Ереване открылся Центр эстетического воспитания, основанный искусствоведом Жанной Агамирян и знаменитым Генрихом Игитяном. Совместное детище супругов породило огромный пласт в армянском искусстве, и то, что я называю «ереванским сказочным стилем» лишь один из аспектов. Центр был чем-то большим, чем просто художественная школа. Он стал революцией. Уставшие от сухого академизма художники получали здесь возможность для самовыражения: ведь детское творчество живет совсем по-другим законам. А дети учились у отличных мастеров - между прочим, имеющих то самое академическое образование.



Эдуард Харазян, "Миниатюры", 1971

Еще через два года случилось и вовсе невероятное: открылся первый в СССР (!) Музей современного искусства. Вот и дразните теперь армян, которые хвастают что все сделали первыми.



Этот проект объединял молодых художников, которые шли в ногу со временем, и был чем-то вроде интеллектуального клуба. Все это,безусловно, создавало среду, в которой родилась школа Нового армянского искусства. В семидесятые оно было психоделичным, сказочным и как будто увиденным в коллективном сновидении.

image Click to view



Мультфильм про Фаноса-неудачника - стилизованный под детские рисунки

В семидесятые формированию такого стиля способствовали и общий тренды: началась мода на фольклор, на собирательство предметов народного быта. А поскольку в стране принудительного счастья дышать чуть посвободнее можно было только в детских иллюстрациях и в мультипликации, то множество художников по всей стране метнулись именно туда.



Рубен Шахвердян, "Водонос", 1973. Вам ничего здесь не кажется странным?

Рубен Шахвердян вообще великий мастер. По ссылке - коллекция работ Шахвердяна на сайте главного музея Армении. Он владел масхитином, как бог, получал правительственные заказы на портреты Ленина-Сталина-Микояна, писал академические пейзажи.  Но также создал огромную серию вот таких рисунков:



Рубен Шахвердян, "Материнство", 1969

Обратите внимание: лишь на первый взгляд эта работа похожа на детский рисунок. Здесь не только просчитана каждая линия. Посмотрите, как тонко общаются персонажи - жесты, взгляды. Традиция сохраняется даже у современных молодых художников. Вот, работа Мариам Галстян:



Мариам Галстян, "Райский сад" 2019

Или Анны Согомонян:



Анна Согомонян "Посмотри в глаза" 2019

Чертик похож на Харазяновского, не так ли? К ереванскому сказочному стилю я отношу так же работы Ваагна Игитяна. Вот, смотрите:



Ваагн Игитян "Эмиграция" 2018

Казалось бы, эта работа немного о другом. Но нет: здесь тоже странное пространство, которое, как будто, приснилось. Здесь тоже псевдодекоративность, за которой скрывается рассказ о чем-то важном.



И таких художников очень и очень много. Что бы я назвала определяющими чертами «ереванского сказочного стиля»? Это общая с Генрихом Игитяном фотка, искривленное пространство, наличие фантазийных персонажей или предметов, стилизация под обманчивую простоту и скрытые смыслы. Как-то так.

К сожалению, этот пласт остается малоизученным по сей день. Армянские искусствоведы предпочитают изучать медиавистику о которой тоже ни черта не знают за пределами устаревшей совковой программы, а этот пласт ушел в небытие. Особенно обидно за сказочную сновиденческую керамику. Но о ней как-нибудь в другой раз.

центр Игитяна, Игитян, армянское изо, ереванский сказочный стиль

Previous post Next post
Up