Смерть времен и тайна родника "Эгнар"

Aug 25, 2019 17:13


Бедный мастер Мкртич! Послушал бы свою мать, женился бы на некрасивой девушке, что пришла за водой первой, как и велели тебе! Погнался за красотой, не умеючи! Не зря, не зря говорят, что красота несет в дом беду!



Братья по цеху, как бы, осуждают. Кадр из фильма "Родник "Эгнар", 1970



Сегодня мы продолжим обсуждение повести «Родник Эгнар» (1935), в основе которой история супружеской измены. Краткое содержание предыдущих серий:  Мастер Мкртич после гибели неверной жены, установил на ее могиле родник, из которого мог пить только он один: когда подходили посторонние, вода переставала течь. Горожане считали, что это - чудо Господне в назидание неверным супругам. Итак, поговорим о символике имен персонажей.
Часть первая тут
Часть вторая вот здесь

Итак, женился мастер родников Мкртич на этой красотке, Эгнар.  Восемнадцать лет жили душа в душу, слегонца погоняемы свекровью. И ничего не предвещало, но тут Эгнар влюбилась в этого щенка Вароса, сына ювелира.

Варос - избалованный мальчишка, не знающий нужды, не знающий тягот. Он так беспечен! Вот,  захотел связаться с красивой женщиной, старше себя намного - и связался, зная, что это может стоить обоим жизни. И действительно, в повести прольется кровь, но это кровь случайного человека.

Имя «Мкртич» библейское. Переводится как «крещение». Сына мастер назвал Галуст - «пришествие». Имя жены, Эгнар, переводится как «лань». А вот  имя Варос происходит от глагола «варель» - возделывать, пахать. Что, как бы, намекает. Имя Абиба означает «любимая»: Эгнар притворяется турчанкой, берет в аренду дом пропавшей без вести Абибы, и сама называется этим именем - «любимая».

Итак, Мкртич символизирует в повести Старый Мир, и речь не только о христианстве: он мастер, а традиции цехов, церковь не очень-то и одобряла. Мир Мкртича гораздо больше, христианство лишь часть его. В повести подробно расписаны ритуалы застолий, церемонии общения, образ жизни, идеалы мастеров. И всё, всё это уйдет после смерти Мкртича, потому что его сын Галуст решил не ограничиваться отцовскими знаниями, а уехал в Россию получать высшее образование. Мкртич негодует: все, что нужно для жизни, сын получит только у отца, ни один профессор не знает того, что он, старый мастер! Но Галуст уехал.

Эгнар, лань. Возможно, писатель хотел вызвать у нас ассоциации с богинями античности. Об этом говорит и сцена смерти Эгнар. У нее разрывается сердце от страха, когда муж застает ее в доме старой Абибы.  После того, как армяне покидают турецкий район, жители его, вооружившись кирками и лопатами сносят дом старой Абибы и вырубают ее сад: будто разрушают храм Богини и уничтожают посвященные ей рощи. В фильме этого нет: просто Мкртич уносит тело Эгнар.

Итак, вернемся к сцене с открытием родника «Эгнар». Долгое время армяне ходили по рынкам и улицам города вместе с турецкими детьми, первыми заметившими милого друга погибшей Эгнар, но так и не нашли. Этот отрывок, кстати, красноречивее других говорит, о царившей в Александрополе атмосфере. Ну так вот, дети так и не узнали сына ювелира.

И теперь весь город собрался на открытие родника. Мкртич объявил, что это - настоящее чудо. Горожане по очереди подходят выпить воды, но всякий раз течение прекращается. И лишь когда подходит сам мастер Мкртич, вода течет, как ни в чем не бывало. Варос голосит, что он очень виноват, и немедленно отправится в паломничество к святым местам.

«Всякая жена - родник своего мужа, никто не должен пить его воду кроме него», - гласила высеченная на камне надпись. И тут происходит невероятное - разбитый горем любовник совершает каминг аут. Варос кидается к роднику и, обращаясь к Эгнар, просит ее сохранить течение воды. Но вода не течет. А признание уже совершено. Один из подмастерьев выхватывает нож, но его останавливает вдовец Мкртич:«Не следует становиться на пути того, кто собрался к святыням». Варос уходит на долгие пять лет, он будет каяться и поститься, чтобы искупить свою вину.

И вот, Мкртич уже в летах, лежит на смертном одре. Галуст не успеет увидеться с ним. Умирая, Мкртич просит невестку передать сыну, что он может разобрать любой из его родников, чтобы понять его искусство, любой! Кроме родника «Эгнар».

Разумеется, первым делом юный Галуст, уже обученный профессорами всяким наукам, отправляется на могилу матери. Он аккуратно раскачивает камень за камнем, надеясь понять тайну механического устройства родника. Галуст не один: каждый день сюда приходит постаревший Варос. Ему сорок пять. Последние годы своей жизни он потратил на пешее путешествие в Иерусалим и возвращение оттуда. Слушая вполуха наставления о правильной жизни, Галуст продолжает осматривать родник. И - о чудо, он находит тайный камень рычаг! Каждый раз, поднимаясь к источнику, люди наступали на плиту, которая перекрывала поток. А Мкртич незаметно нажимал, куда нужно, и плита оставалась на месте. Галуст показывает хитрость Варосу, и бедняга начинает голосить, спрашивать, на что же он потратил свою жизнь?

О чем это? Мкртич - преданный Старого Закона. В мире Старого Закона запрещена любовь - неслучайно самые разные персонажи противопоставляют Любовь Закону. Своим мастерством он способен скрыть от людей истинное устройство явлений, нагнав на них мистический ужас, погрузив их в тяжкие думы. Он может убить в них радость, как убил ее в Варосе, сохранив ему жизнь. А Галуст - вестник Нового Мира, Мира Просвещения. Ему непонятны мотивы отца, и он с легкостью отменяет его правила.

Самое забавное, что повести скоро сто лет. Армен Мкртич посвятил ее старому Александрополю, предполагая, что в будущем Галуст полностью затмит Мкртича. Но мы-то знаем, что этого не произошло.
продолжение следует 

Родник Эгнар, СССР, Мкртич Армен, армянская литература

Previous post Next post
Up