Было у меня в жизни две очень интересные реплики о старости. Обе от умных людей. Одному на тот момент было, кажется двадцать, второму - пятьдесят два. Ну, понятно, что первую реплику я услышала в собственные двадцать и была удивлена. И вот, мне сорок три. Тот парень оказался прав. Но без второго совета я бы это не осознала.
Сергей Наразян, "Поцелуй" 2003
«Старость - это иллюзия», - сказал мне Мика. Он утверждал, что люди стареют по одной простой причине: в голове сидит образ старости. Седина, морщины, болезни. Люди ждут этого, и постепенно приближаются к заданному образу. Не будет образа, не станет и старости, убеждал Микаэл. Мне надо было подумать. Даже если это правда - образ ведь не выдуман. Когда-то стали у кого-то седеть волосы, оседать позвоночник, изменять память.
Сергей Наразян, "Игра" 2009
Но Мика был непреклонен. Он утверждал, что все находится в нашем воображении, что мы сами источник всех своих горестей и радостей. И стоит только не держать в уме свой образ седого старика, как все обойдется. Но что-то не верилось. И скептицизма своего я не скрывала, несмотря на то, что каждое слово Мики сопровождалось горячими кивками небольшой секты его поклонников. Мальчики и девочки - они всюду следовали за своим кумиром и говорили о его великолепии. Но я в силу мысли не поверила, и мрачный король Микаэл Первый скрылся в темноте ереванских улиц со своей свитой. Теперь у каждого из них все хорошо.
Сергей Наразян "Супруги" 2019
Второй диалог был пару лет назад. Я повредила руку так сильно, что пришлось идти к доктору. Веселый и спортивный врач в белом халате деловито пальпировал мышцы, куда-то нажал, чего-то намазал, и напевая песенку, стал заполнять бумаги. На столе лежал ксерокс его паспорта. Я взглянула на год рождения и невольно вскрикнула. Это было очень неловко. Оказалось, он не младше меня, не ровесник мой, а гораздо старше. Заговорили о возрасте. Он сказал, что главный секрет очень прост: нужно не давать себе грустить слишком долго. Не залипать на негативе. Я попробовала. Но все-таки, кажется, главный секрет доктора, все-таки, в спорте. Он явно ходил в зал и скорее всего, еще и бегал по утрам.
Сергей Наразян, "У стены" 2004
Итак, быть оптимистом, не держать в голове образ себя старого и больного. Романтизм, скажу я вам. А как же болезни, ежедневные горести и трудности, груз прожитых лет, в конец концов? Ну, как бы то ни было, даже если веселые люди живут меньше серьезных и грустных людей, то однозначно - лучше. Что касается образа, то я частенько думаю, как бы выглядела я сама и мои подруги если бы не чудесный XXI век? Стоматология, косметология, медицина? В конце концов, домашний труд, который теперь гораздо легче, чем даже двадцать лет назад? Ведь сегодня мы не учитываем того, как сильно меняет нашу жизнь внешний вид, как он важен психологически.
И как просто сейчас содержать тело в порядке. Дело не только в пластической хирургии, а даже в таком вопросе как лечение ран, гигиена, протезирование. В наши дни даже нищие выглядят не так, как их коллеги сто лет назад: меньше ран, меньше язв, даже одежда гораздо более сохранная.
Старость стала гораздо меньшим синонимом разрушения, чем это было раньше. Кажется, Мика был в чем-то прав. Кстати, видела его недавно: на пороге какого-то центра единоборств. Интересно, где же он прочитал рецепт молодости, который двадцать три года назад, как мантру, повторяли его последователи?