Я не встречала обсуждения такой проблемы, как страх атеиста перед смертью. Между тем, я думаю, что это было особенно страшной проблемой для поколения самых первых пионеров.
Николай Зиновьев "Смерть атеиста. (Больной художник)" 1974 ПАлех
Пока ты молодой и добрый, очень весело смотреть на крестящихся старушек и подтрунивать над ними. Ты полон сил.Ты веришь в науку.Ты робко надеешься, что к тому моменту, когда тебе исполнится семьдесят, ученые изобретут эликсир бессмертия.
И вот, тебе семьдесят... Ты читаешь, что смерть погрузит тебя в полную тьму. Вспоминаешь тех самых старушек, над которыми смеялся. И тут уже верующие потирают ладошки, мол ха-ха-ха! А мы-то верим!
И никто, никто не знает давней правды. Когда-то давным-давно предкам нашим - общим у верующих и у атеистов - сказали, что после смерти их ждет ад или рай, а никакая не тусня с предками, с родными и близкими. Потому что непонятно, в ад они попали или в рай. И ни в какое дерево ты не обратишься, потому что реинкарнация это на диком Востоке. А не у нас. И перестань смотреть во тьму, а то черти придут, примут облик твоего друга или родственника и сожрут тебя. И птицы не разговаривают - ты что, дикий? И никаких богинь нет. И других богов тоже нет. А есть только Он, единый бог. Только он есть добро и правда - перестань пялиться на Солнце, уж не поклоняешься ли ты ему?
А ну тебе пятьдесят плетей - исключительно из тревоги за твою вечную душу. Больно станет, перестанешь ты болтать с растениями, перестанешь смотреть на солнце и перестукиваться с домовым и спасешься. А как спасусь-то? А так. Сидеть будешь вечно рядом Богом и играть на арфе.
- Можно я тогда к растениям? К Солнцу. К голосам камней и к домовому. А то скучно у тебя что-то. Да и слуха у меня нет, чтобы на арфе играть.
- И ты покинешь рай?! Высшее наслаждение? Истинное?
-Чем оно круче трав, рек, долин, моря?
-Вот придешь и узнаешь.
-Без обид, Бог. Я лучше реинкарнирую в птичку, долечу если надо будет.
Вот примерно так я себе представляю разговор волхвов, которые не хотели менять толпу веселых богов, аромат трав, голоса рек и камней, сны о предках на одного-единственного бога и его высокоорганизованную музыкальную школу по игре на арфе.