В школе ж нам что говорили? Дети! Кабанха - плохо. Катерина - хорошо. Кабаниха - старина и темнота. Катя - луч света в этом темном царстве.
Нас, восьмиклассников в этой истории больше занимала тема измены. Но недолго: она была также непонятна, ка ки все остальное. Нам давали готове формул понимания пьесы, но история Катеньки была настолько из другой жизни, что самостоятельному осознанию не поддавалась... И вот, я перечитала..
Виктор Глебович Бритвин. Иллюстрация к пьесе "Гроза"
Пользуясь случаем - обожаю иллюстрации Бритвина! Поищите в сети, получите наслаждение!
Итак, что же я обнаружила, прочитав пьесу во почтенном возрасте 40+. Во-первых, я почему-то на автомате считала, что Катерина из другого социального сословия. Ну как, луч же. И тут оказывается, что нет!
Более того, устройство дома ее матери мало отличается от Кабанихиного. Там тоже цветы, тоже принимают странниц, тоже ведут долгие разговоры. Даже Варвара восклицает, что у них-то в доме все точно также! Не так только одно: мрачность и депрессивность хозяйки дома. Нет в ней любви!
Есть тут еще кое-что очень важное. Дело в том, что купцы жили по очень жестким правилам, которые по возможности не нарушали, так как считали, что за этим последует наказание. И если в жизни купца что-то происходит, он свято верит, что где-то нарушил какое-то правило.
И мы видим как Кабаниха изо всех сил старается. Руководит сценой прощания сына и невестки, например. А у нее сыпется семья. И ладно невестка - чужой элемент, пришедший в семью. Хотя по правилам купеческого суеверия вполне себя явный звоночек. Но дочь! Дочь, кровинушка сбегает из дома!
Образованные советские люди могут думать, что хотят про царства и про лучи. А для купца дело ясное - накосячила серьезно Марфа Игнатьевна, вот ей и прилетело. Самоубийство невестки не менее серьезный показатель, чем бегство дочери.